|
о продать на рынке. Человек работал на конкретный спрос и
имел конкретную цель: заработать себе на жизнь. В то время, как специально
показал Макс Вебер, не было никакого стимула работать больше, чем необходимо
для поддержания традиционного жизненного уровня. Вероятно, в некоторых группах
средневекового общества работа доставляла труженикам удовлетворение - как
реализация их творческих возможностей,- но большинство работало потому, что им
приходилось работать, и эта необходимость была обусловлена давлением извне. В
современном обществе появилась новая черта: людей стало побуждать к работе не
столько внешнее давление, сколько внутренняя потребность, заставляющая их
трудиться с такой интенсивностью, какая в другом обществе была бы возможна лишь
у самого строгого хозяина.
Внутренняя потребность гораздо эффективнее любого внешнего давления для
мобилизации всех сил человека. Внешнее принуждение всегда вызывает
психологическое противодействие, которое снижает производительность труда или
делает людей неспособными к решению задач, требующих ума, инициативы и
ответственности. Побуждение к труду, при котором человек сам становится своим
надсмотрщиком, этих качеств не блокирует. Нет сомнения, что капитализм не смог
бы развиваться, если бы преобладающая часть человеческой энергии не была
направлена на работу. В истории нет другого периода, когда свободные люди столь
полно отдавали свою энергию единственной цели - работе. Стремление к
неустанному труду стало одной из главных производительных сил, не менее важной
для развития нашей промышленной системы, чем пар и электричество. До сих пор мы
говорили главным образом о тревоге и чувстве бессилия, которые владели типичным
представителем среднего класса. Теперь мы должны рассмотреть другие черты его
характера, лишь вскользь упомянутые прежде: враждебность и завистливость.
Неудивительно, что в среднем классе эти черты развивались очень интенсивно.
Когда эмоции и чувственные потребности человека подавляются, когда, сверх того,
угрожают его существованию, нормальной реакцией человека становится
враждебность. Как мы видели, средний класс в целом испытывал и подавленность, и
серьезную угрозу; особенно это относится к тем его представителям, которые не
могли воспользоваться преимуществами нарождавшегося капитализма. Усилению этой
враждебности способствовали роскошь и могущество, которыми обладали и кичились
капиталисты - небольшая группа, включавшая в себя и верхушку церковной иерархии.
Естественным результатом была зависть к этой группе. Но представители среднего
класса не могли найти для этой зависти и враждебности прямого выражения,
которое было возможно для низших классов. Те ненавидели своих эксплуататоров,
мечтали свергнуть их власть и потому могли позволить себе не только испытывать,
но и открыто проявлять свою враждебность.
Высший класс тоже мог открыто проявлять свою роскошь, силу, свою агрессивность
в стремлении к власти. Представители среднего класса были консервативны; они
хотели стабилизировать общество, а не подрывать его; каждый из них надеялся
преуспеть и принять участие в общем развитии. Поэтому их враждебность не могла
проявляться открыто, даже осознать ее было невозможно: ее надо было подавлять.
Однако подавление враждебности не уничтожает ее, а только уводит из
сознательного восприятия. Более того, враждебность подавления, не находящая
прямого выражения, разрастается до такой степени, что овладевает человеком
целиком, определяя его отношение ко всем окружающим и к себе самому, но в
замаскированной, рационализированной форме.
Лютер и Кальвин воплотили эту всепоглощающую враждебность. Дело не только в том,
что они сами - лично - принадлежали к величайшим человеконенавистникам среди
ведущих исторических деятелей, во всяком случае, среди религиозных лидеров.
Гораздо важнее, что их учения проникнуты духом враждебности и могли быть
привлекательны только для людей, объятых той же напряженной подавленной
враждебностью. Ярче всего эта враждебность проявляется в их представлении о
боге, особенно в учении Кальвина. Хотя мы все знакомы с этой концепцией, но
часто не вполне отдаем себе отчет в том, что значит представлять себе бога
столь деспотичным и безжалостным, каков бог Кальвина, приговоривший часть
человечества к вечным мукам без всякого оправдания или объяснения, кроме того,
что это является проявлением его власти и могущества. Сам Кальвин, конечно, был
озабочен очевидными возражениями, которые могли быть выдвинуты против этой
концепции; но более или менее искусные конструкции, изобретенные им, чтобы
сохранить образ справедливого и любящего бога, выглядят совершенно
неубедительно. Образ бога-деспота, которому нужна безграничная власть над
людьми, их покорность, их уничижение,- это проекция собственной завистливости и
враждебности среднего класса.
Враждебность и завистливость проявляются и в отношении к людям. Как правило,
это принимает форму негодования, возмущения, которое остается характерной
чертой среднего класса со времен Лютера и до Гитлера. Этот класс, в
действительности завидуя богатым и сильным, способным наслаждаться жизнью,
рационализировал свою неприязнь и зависть в терминах морального негодования, в
убеждении, что эти высшие слои будут наказаны вечным проклятием '. Но
напряженная враждебность по отношению к людям нашла и другое воплощение. Режим
правления, установленный Кальвином в Женеве, был проникнут духом враждебности и
подозрительности каждого к каждому; в этом деспотическом режиме, конечно,
трудно было найти дух любви и братства. Кальвин с подозрением относился к
богатству, но был безжалостен к бедности. И впоследствии мы нередко встречаем в
кальвинизме предостережения против дружелюбия к чужестранцу, жестокость к
бедняку и общую атмосферу подозрительности к людям 2.
Кроме проекции враждебности и завистливости на бога и косвенного проявления
этих чувств в форме морального негодования, был еще один выход этой
враждебности: она обращалась на себя. Мы уже видели, как настойчиво
подчеркивали Лютер и Кальви
|
|