|
енников и торговцев, характерная для
средневекового города, постепенно подтачивалась в течение позднего
средневековья и наконец рухнула полностью в XVI веке. Уже в XIV веке - или даже
раньше - начала усиливаться дифференциация внутри цехов, развивавшаяся несмотря
на все попытки ее предотвратить. Некоторые члены цехов имели больший капитал и
нанимали по пять-шесть подмастерьев вместо одного или двух. Вскоре в некоторые
цехи стали допускать людей лишь с определенным начальным капиталом. Другие цехи
превратились в мощные монополии, которые извлекли все возможные выгоды из
своего положения и эксплуатировали потребителей как только могли. Вместе с тем
многие обедневшие члены цехов должны были искать какой-то заработок вне своих
традиционных занятий; часто они подрабатывали мелкой торговлей. Многие из них
утратили экономическую независимость и уверенность в своем положении, хотя
отчаянно цеплялись за идеал этой независимости (12).
В связи с таким развитием цеховой системы положение наемных подмастерьев еще
ухудшилось. На мануфактурах Италии и Фландрии обездоленные рабочие - как целый
класс населения - существовали уже в XIII веке, если не раньше; по сравнению с
ними положение подмастерьев в ремесленных цехах было тогда достаточно надежным.
Хотя и не каждый из подмастерьев мог стать мастером и членом цеха, многие все
же становились. Однако чем больше возрастало число подмастерьев у каждого
мастера, чем больший капитал требовался, чтобы стать мастером, чем более
монополистический характер приобретали цехи, тем меньше перспектив оказывалось
у подмастерьев. Ухудшение их экономического и социального положения приводило к
тому, что росло и их недовольство, о чем свидетельствует появление их
собственных организаций, забастовки и даже бурные мятежи.
Все сказанное о капиталистическом развитии ремесленных цехов в еще большей
степени относится к торговле. Средневековая торговля была по преимуществу
мелкой и внутригородской. В XIV и XV веках быстро росла общенациональная и
международная торговля. Историки расходятся в мнениях относительно того, когда
именно начали развиваться крупные торговые компании, но все согласны с тем, что
в XV веке эти компании уже превратились в монополии, обладавшие подавляющим
капиталом и в одинаковой степени угрожавшие как мелкому торговцу, так и
покупателю. Реформа императора Сигизмунда в XV веке имела целью обуздать
монополии посредством законодательства. Но положение мелкого предпринимателя
становилось все более и более ненадежным; "его влияние было достаточным лишь
для того, чтобы жалобы его были услышаны, но не для того, чтобы вызвать
действенные меры" (13).
Возмущение и злобу мелкого торговца по отношению к монополиям красноречиво
выразил Лютер в памфлете "О торговле и лихоимстве" , напечатанном в 1524 году.
"Они наложили руку на все товары и открыто используют все уловки, о которых мы
говорили; они повышают и понижают цены как им угодно и тем разоряют и губят
всех мелких торговцев, словно щука мелкую рыбешку, как будто они владыки над
твореньями Божьими и нет для них никаких законов веры и любви". Эти слова
Лютера могли бы быть написаны сегодня. Страх и ненависть, с которыми средний
класс относился к богатым монополистам в XV-XVI веках, во многом напоминают
чувства нынешнего среднего класса по отношению к монополиям и могущественным
капиталистам.
Роль капитала усиливалась и в промышленности. Характерный пример дает горная
промышленность. Первоначально доля каждого члена горного цеха была
пропорциональна той работе, которую он выполнял сам. Но уже в XV веке прибыли
зачастую делились между капиталистами, которые сами не работали; а работа все в
большем объеме выполнялась наемными рабочими, получавшими плату, но не имевшими
доли в прибылях предприятия. Тот же процесс капиталистического развития
происходил и в других отраслях промышленности, что усиливало тенденции,
возникшие в ремесленных цехах и в торговле: усиление роли капитала, увеличение
дистанции между богатыми и бедными, возрастающее недовольство бедных классов.
В отношении положения крестьянства мнения историков расходятся. Однако
приведенный ниже анализ Шапиро, по-видимому, достаточно согласуется с
результатами большинства исследователей. "Несмотря на эту видимость процветания,
условия жизни крестьянства быстро ухудшались. В начале XVI века лишь
меньшинство крестьян были подлинными хозяевами той земли, которую они
обрабатывали, и имели представительство в местных органах самоуправления, что в
средние века служило признаком классовой независимости и равенства. Огромное
большинство составляли Носите - класс лично свободных людей, обязанных
отрабатывать барщину или по соглашению платить оброк за пользование землей...
Именно они были ядром всех крестьянских восстаний. Средний крестьянин, живший в
полунезависимой общине рядом с имением землевладельца, понимал, что увеличение
оброка и барщины фактически превращает его в крепостного раба, а деревенскую
общину - в часть господского имения" (14).
Экономическое развитие капитализма сопровождалось значительными изменениями в
психологической атмосфере. К концу средних веков жизнь стала насыщаться духом
беспокойства. Возникло современное понятие времени, минуты приобрели ценность.
Симптомом этого нового чувства времени стал тот факт, что в Нюрнберге куранты
начали отбивать четверти часа именно в XVI веке (15). Чрезмерное количество
праздников стало казаться бедствием; время стало настолько ценным, что его уже
нельзя было тратить без пользы. Труд все больше превращался в наивысшую
ценность. Развилось новое отношение к работе - настолько требовательное, что в
среднем классе возникло возмущение экономической неэффективностью церковных
учреждений. Нищенствующие монашеские ордена вызывали негодование: раз они
непроизводительны - они безнравственны. Продуктивность приобрела роль одной из
высочайших моральных ценностей. В то же время стремление к богатству и
материальному успеху стало всепоглощающей страстью. Проповедник Ма
|
|