Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Бегство от свободы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 85
 <<-
 
в начале XVI века, а затем обсудим, каким образом эта 
обстановка влияла на личность людей, живших в то время, каким образом учения 
Лютера и Кальвина были связаны с этим психологическим фактором и в какой связи 
находились эти новые религиозные учения с духом капитализма . 
В средневековом обществе экономическая организация городов была сравнительно 
статичной. В конце средних веков ремесленники были объединены в цехи; каждый 
мастер имел одного или двух подмастерьев, а количество мастеров определялось 
необходимостью удовлетворения общих нужд города. Хотя среди них всегда были и 
такие, кто с трудом зарабатывал себе на жизнь, но, в общем, член цеха мог быть 
уверен, что его работа его прокормит. Если он делал хорошие стулья, башмаки, 
седла и т.д., то этого было достаточно, чтобы обеспечить ему жизненный уровень, 
полагавшийся по традиции его сословию. Он мог рассчитывать на "плоды трудов 
своих" (не в богословском, а в простом, экономическом смысле этой формулы). 
Цехи препятствовали серьезной конкуренции между своими членами и обязывали их к 
сотрудничеству в сферах приобретения сырья, развития технологии и определения 
цен на готовую продукцию. В противовес тенденции идеализировать цеховую систему 
- вместе со всей средневековой жизнью - некоторые историки отмечают, что цехи 
всегда были проникнуты монополистическим духом, стараясь оградить небольшую 
группу от всех посторонних. Однако большинство авторов считает, что, даже если 
отбросить какую-либо идеализацию, цехи были основаны на взаимном сотрудничестве 
и обеспечивали своим членам относительную гарантию существования (9). 
Средневековая торговля, как показал Зомбарт, осуществлялась в основном 
множеством очень мелких предпринимателей. Оптовая и розничная торговля еще не 
отделились друг от друга, и даже те купцы, которые торговали с другими странами,
 как, например, члены Северогерманской Ганзы, занимались и розничной продажей. 
Накопление капитала до конца XV века тоже происходило очень медленно. В этих 
условиях мелкий предприниматель был значительно увереннее в своем положении, 
нежели в экономической обстановке позднего средневековья, когда стало 
возрастать значение крупного капитала и оптовой, монополистической торговли. 
Вот что говорит о жизни средневекового города профессор Тоуни: "Многое из того, 
что сейчас делается механически, в то время требовало личного и 
непосредственного участия человека. Поэтому не было условий для возникновения 
организаций слишком большого масштаба по отношению к отдельному человеку, как и 
для возникновения доктрин, которые должны были бы избавлять людей от сомнений и 
настраивать их на стремление к экономической эффективности" (10). 
Это подводит нас к пункту, весьма важному для понимания положения индивида в 
средневековом обществе, а именно к этическим взглядам на экономическую 
деятельность, отразившимся не только в доктринах католической церкви, но и в 
светском законодательстве. Тоуни нельзя заподозрить в попытках идеализации 
средневекового мира, потому мы снова сошлемся на него. Отношение к 
экономической деятельности было основано на двух главных предпосылках: "Что 
экономические интересы второстепенны и должны быть подчинены подлинному делу 
человеческой жизни - спасению души; и что экономическое поведение является 
одной из сторон личного поведения вообще, так что на него - как и на другие 
стороны поведения - распространяются требования морали". 
Дальше Тоуни подробно рассматривает средневековые взгляды на экономическую 
деятельность. "Материальное богатство необходимо, поскольку без него люди не 
могут существовать и помогать друг другу, но значение его второстепенно... 
Экономические мотивы поведения подозрительны. Люди опасаются силы этих 
вожделений и не настолько низки, чтобы их одобрять... В средневековой теории 
нет места такой экономической деятельности, которая не связана с моральной 
целью. Если бы средневековый мыслитель столкнулся с учением об обществе, 
основанным на предположении, что стремление к материальной выгоде является 
постоянно действующей и существенной силой, которая вместе с другими 
естественными силами должна быть признана самоочевидной и неизбежной,- это 
учение показалось бы ему не менее абсурдным и безнравственным, чем социальная 
философия, построенная на допущении ничем не ограниченного действия таких 
постоянно присутствующих человеческих качеств, как драчливость или сексуальный 
инстинкт... Как говорит святой Антоний, богатство существует для человека, а не 
человек для богатства... И потому на каждом шагу существуют ограничения, 
запреты, предупреждения не позволять экономическим интересам вмешиваться в 
серьезные дела. Человеку дозволено стремиться к такому богатству, которое 
необходимо для жизни на уровне, подобающем его положению. Но стремление к 
большему - это уже не предприимчивость, а жадность, которая есть смертный грех. 
Торговля - занятие законное; различие в природных богатствах разных стран 
свидетельствует о том, что она предусмотрена Провидением. Но это опасное дело; 
человек должен быть уверен в том, что занимается им ради всеобщей пользы и что 
прибыли, которые он извлекает, не превышают справедливой оплаты его труда. 
Частная собственность необходима, по крайней мере в этом падшем мире; когда 
добро принадлежит отдельным людям, а не всем вместе, люди больше работают и 
меньше спорят. Но ее приходится терпеть лишь как уступку человеческой слабости, 
а сама по себе она отнюдь не желательна; идеал - если бы только человеческая 
натура могла до него подняться - это коммунизм. ... Имущество, даже в наилучшем 
случае, представляет собой некоторое бремя. Оно должно быть добыто законным 
путем; оно должно принадлежать как можно большему числу людей; оно должно 
давать средства для помощи бедным. Пользоваться им нужно по возможности сообща. 
Его обладатели должны быть готовы делиться с теми, кто в нужде, даже если нужда 
их не достигает нищеты" (11). 
Хотя эти взгляды выражают лишь нормы поведения и не являются точной зарисовкой 
реальной экономической практики, они до какой-то степени отражают подлинный дух 
средневекового общества. 
Относительная стабильность положения ремес
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 85
 <<-