|
ки и практически ею овладеть, а
во-вторых, можно наслаждаться ее красотой. Человек открывает мир и практически
- открывая новые континенты, - и духовно, развивая дух космополитизма - тот дух,
который позволил Данте сказать: "Моя страна - весь мир" (5).
Возрождение было культурой богатого и сильного класса, который оказался на
гребне волны, поднятой штормом новых экономических сил. Простой народ, которому
не досталось ни нового богатства, ни новой власти, превратился в безликую массу,
потерявшую уверенность своего прежнего положения; этой массе льстили или
угрожали, но власть имущие всегда манипулировали ею и эксплуатировали ее. Бок о
бок с новым индивидуализмом поднимался и новый деспотизм. Свобода и тирания,
индивидуализм и анархия тесно переплелись. Возрождение было культурой не мелких
торговцев или ремесленников, а богатых аристократов и бюргеров. Их
экономическая деятельность, их богатство давали им чувство свободы и сознание
индивидуальности. Но и они тоже понесли потерю: они потеряли ту уверенность и
чувство принадлежности, которые обеспечивала им средневековая социальная
структура. Они стали более свободны, но и более одиноки. Они пользовались своей
властью и богатством, чтобы выжать из жизни все радости, до последней капли; но
при этом им приходилось применять все средства, от психологических манипуляций
до физических пыток, чтобы управлять массами и сдерживать конкурентов внутри
собственного класса. Все человеческие отношения были отравлены этой смертельной
борьбой за сохранение власти и богатства. Солидарность с собратьями, или по
крайней мере с членами своего класса, сменилась циничным обособлением; другие
люди рассматривались как "объекты" использования и манипуляций либо безжалостно
уничтожались, если это способствовало достижению собственных целей. Индивид был
охвачен страстным эгоцентризмом, ненасытной жаждой богатства и власти. В
результате было отравлено и отношение преуспевающего индивида к своей
собственной личности, его чувство уверенности в себе и ощущение безопасности.
Он сам превратился в такой же объект собственных манипуляций, в какой раньше
превратились все остальные. Есть основания сомневаться в том, что полновластные
хозяева капитализма эпохи Возрождения были так счастливы и уверены в себе, как
это часто изображают. По-видимому, новая свобода принесла им не только
возросшее чувство силы, но и возросшую изоляцию, сомнения, скептицизм (6) и,
как результат всего этого, тревогу. Это противоречие мы находим в философских
сочинениях гуманистов. Они подчеркивают человеческое достоинство,
индивидуальность и силу, но в их философии обнажаются неуверенность и отчаяние
(7).
Эта внутренняя неуверенность, происходящая из положения изолированного индивида
во враждебном мире, по-видимому, объясняет возникновение новой черты характера,
которая, как указывает Буркхардт (8), стала свойственна индивиду эпохи
Возрождения, в то время как у члена средневековой социальной структуры ее не
было или по крайней мере она была выражена гораздо слабее. Речь идет о
страстном стремлении к славе. Если смысл жизни стал сомнителен, если отношения
с другими и с самим собой не дают уверенности, то слава становится одним из
средств, способных избавить человека от сомнений. Она приобретает примерно ту
же функцию, что египетские пирамиды или христианская вера в бессмертие: она
выводит индивидуальную жизнь из физических границ, возносит ее на уровень
неразрушимости. Если имя человека известно современникам и он может надеяться,
что так оно будет и впредь, его жизнь приобретает смысл и значение уже
благодаря ее отражению в сознании других. Разумеется, такое решение проблемы
неуверенности было доступно лишь той социальной группе, члены которой обладали
реальной возможностью достижения славы. Бесправные и бессильные массы таких
возможностей не имели, и городской средний класс, ставший главной опорой
Реформации, нашел, как мы покажем, другое решение.
Мы начали исследование с эпохи Возрождения потому, что в это время зародился
современный индивидуализм, а также потому, что работа, проделанная
историографами этого периода, проливает свет на важные факторы интересующего
нас процесса. Этот процесс - выход человека из доиндивидуального существования
и полное осознание себя в качестве отдельного существа. Но хотя идеи
Возрождения и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие европейской
мысли, однако основные корни современного капитализма, его экономической
структуры и его духа мы находим не в итальянской культуре позднего
средневековья, а в экономической и общественной ситуации Центральной и Западной
Европы и в выросших из нее доктринах Лютера и Кальвина.
Основное различие этих двух культур состоит в следующем. Культура Возрождения
представляла общество сравнительно высокоразвитого торгового и промышленного
капитализма; небольшая группа богатых и обладавших властью индивидов управляла
этим обществом, составляя социальную базу для философов и художников,
выражавших дух этой культуры. Реформация, напротив, была главным образом
религией крестьянства и низших слоев городского общества. В Германии тоже были
богатые дельцы, например Фуггеры, но не им были адресованы новые религиозные
доктрины и не они составляли ту основу, на которой вырос современный капитализм.
Как показал Макс Вебер, основой современного капиталистического развития
западного мира стал городской средний класс.
В соответствии с совершенно различной социальной основой Возрождения и
Реформации естественно и различие духа этих движений. Некоторые различия будут
видны из дальнейшего рассмотрения теологии Лютера и Кальвина. Мы сосредоточим
внимание на том, как освобождение индивида от прежних уз повлияло на склад
характера представителей городского среднего класса, и покажем, что
протестантство и кальвинизм, давая выражение новому чувству свободы, в то же
время представляли собой бегство от бремени этой свободы.
Вначале мы рассмотрим экономическую и социальную обстановку в Европе, особенно
в Центральной Европе,
|
|