Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Бегство от свободы
<<-[Весь Текст]
Страница: из 85
 <<-
 
дит к невыносимому 
чувству изоляции и бессилия, а это в свою очередь приводит в действие 
психические механизмы, которые будут описаны ниже как механизмы избавления, 
бегства. 
Историю человека можно рассматривать как процесс растущей индивидуализации и 
растущего освобождения также и в филогенетическом плане. Именно первые шаги, 
направленные к освобождению от принуждающих инстинктов, вывели человека из 
дочеловеческого состояния. Под инстинктами мы понимаем специфические шаблоны 
деятельности, обусловленные наследственными нервными структурами, которые в 
чистом виде можно наблюдать только в животном мире (4) . Чем ниже уровень 
развития животного, тем в большей степени его приспособление к природе и вся 
его деятельность определяются механизмами инстинктивных и рефлекторных действий.
 Знаменитая сложная организация жизни некоторых насекомых основана 
исключительно на инстинктах. Но чем уровень развития животного выше, тем более 
гибким является его поведение. И тем менее всеохватывающей оказывается 
врожденная адаптация при его появлении на свет. Эта тенденция достигает вершины 
у человека. При рождении он самое беспомощное из всех животных; его 
приспособление к природе основано главным образом на процессе обучения, а не на 
инстинктивной предопределенности. "Инстинкт... это ослабленная, если не 
исчезающая категория у высших форм животных, в особенности у человека" (5). 
Человеческое существование начинается тогда, когда достигает определенного 
предела развитие деятельности, не обусловленной врожденными механизмами: 
приспособление к природе утрачивает принудительный характер, и способы действий 
уже не определяются наследственностью, инстинктами. Иными словами, человеческое 
существование и свобода с самого начала неразделимы. Здесь имеется в виду не 
позитивная "свобода чего-то" а негативная "свобода от чего-то" - в данном 
случае свобода от инстинктивной предопределенности действий. 
Такая свобода представляет собой весьма сомнительное преимущество. Человек 
рождается без врожденной способности к необходимым действиям, какая есть у 
животных (6); он зависит от родителей дольше, чем любое из них; его реакции на 
окружающую обстановку не так быстры и не так эффективны, как инстинктивные 
действия, выполняемые автоматически. Он подвержен всем опасностям и страхам, 
проистекающим из этой недостаточности его врожденных инстинктов. Однако именно 
эта беспомощность явилась той почвой, на которой развился и вырос человек: 
биологическое несовершенство человека обусловило появление цивилизации. 
С самого начала своего существования человек сталкивается с выбором между 
различными способами действий. У животных существуют непрерывные цепи 
рефлекторных реакций, которые начинаются со стимула, например голода, и ведут к 
более или менее строго определенному поведению, позволяющему избавиться от 
напряжения, вызываемого стимулом. У человека эти цепи разорваны. Стимулы 
присутствуют, но способы удовлетворения - "открытые", то есть человек должен 
выбирать между различными действиями; он начинает думать. Его роль по отношению 
к природе меняется: вместо того, чтобы действовать на основе инстинктивной 
предопределенности, человеку приходится оценить в уме различные способы 
действия; от пассивного приспособления он переходит к активному, то есть 
начинает трудиться. Он изобретает орудия труда и тем самым, овладевая природой, 
отделяется от нее все больше и больше. Он начинает смутно осознавать, что он - 
или, точнее, группа, к которой он принадлежит,- это не то же самое, что природа 
вокруг. В нем пробуждается сознание трагичности своей судьбы: быть частью 
природы, но не вписываться в нее. Он осознает, что в конце концов его ожидает 
смерть, хотя и пытается отрицать это в различных фантазиях. 
Фундаментальная связь между человеком и свободой чрезвычайно показательно 
отображена в библейском мифе об изгнании из рая. Миф отождествляет начало 
человеческой истории с актом выбора, но при этом особо подчеркивает греховность 
этого первого акта свободы и те страдания, которые явились его следствием. 
Мужчина и женщина живут в садах Эдема в полной гармонии друг с другом и 
природой. Там мир и покой, там нет нужды в труде; нет выбора, нет свободы, даже 
размышления не нужны. Человеку запрещено вкушать от древа познания добра и зла. 
Он нарушает этот запрет и лишает себя гармонии с природой, частью которой он 
являлся, пока не вышел за ее пределы. С точки зрения церкви, представляющей 
собой определенную структуру власти, этот поступок является бесспорно греховным.
 Однако с точки зрения человека, это - начало человеческой свободы. Нарушив 
установленный богом порядок, он освободился от принуждения, возвысился от 
бессознательного предчеловеческого существования до человеческого. Нарушение 
запрета, грехопадение, в позитивном человеческом смысле является первым актом 
выбора, актом свободы, то есть первым человеческим актом вообще. Согласно мифу, 
формально грех состоял в том, что человек вкусил от древа познания. Таким 
образом, акт неподчинения, акт свободы прямо связывается с началом 
человеческого мышления. 
Миф говорит и о других последствиях этого первого акта свободы. Разрушается 
первоначальная гармония между человеком и природой. Бог объявляет войну между 
мужчиной и женщиной, между человеком и природой. Человек отделился от природы; 
став "индивидом", он сделал первый шаг к тому, чтобы стать человеком. Он 
совершил первый акт свободы, и миф подчеркивает страдания, возникшие в 
результате этого акта. Обособившись от природы, отделившись от другого 
человеческого существа, человек видит себя нагим и ощущает стыд. Он одинок и 
свободен, но беспомощен и напуган. Только что обретенная свобода оборачивается 
проклятием: человек свободен от сладостных уз рая, но не свободен сам собой 
руководить, не может реализовать свою личность. "Свобода от..." не идентична 
позитивной свободе. Выход человека из природы - это длительный процесс; человек 
остается в значительной степени привязан к тому миру, из которого вышел; он 
остается частью природы. Тут и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 85
 <<-