Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Иметь или Быть?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
 в ряде других 
областей может принести и уже приносит огромный вред. Пока продолжается 
беспрепятственное применение новых теоретических открытий в интересах 
промышленности и вооруженных сил, избежать этого практически невозможно. 
Практику определения применимости результатов научных исследований с точки 
зрения их прибыльности и военной целесообразности необходимо в корне пресечь. 
Для этого потребуется создать контрольный совет, который будет давать 
разрешение или налагать запрет на практическое использование любых новых 
теоретических открытий. Безусловно, такой контрольный совет должен быть -- в 
правовом и психологическом отношениях -- совершенно независим от промышленности,
 правительства и военных. Формировать состав контрольного совета и руководить 
его работой должен Верховный совет по культуре. 
Реализация всех предложений, изложенных на предыдущих страницах, разумеется, 
будет довольно сложным делом; но если учесть еще одно необходимое условие 
создания нового общества -- ядерное разоружение,-- то наши трудности становятся 
почти непреодолимыми. 
Одно из уязвимых мест нашей экономики -- это то, что она нуждается в помощи 
военной индустрии. Даже сегодня самая богатая страна в мире -- Соединенные 
Штаты -- вынуждена сокращать расходы на здравоохранение, образование и 
социальное обеспечение, чтобы выдержать бремя военных расходов. Государство, 
разоряющее себя производством вооружения, которое оно может использовать только 
как средство самоубийства, может оказаться экономически неспособным проводить 
социальные эксперименты. И более того: дух индивидуализма и активной 
деятельности не может существовать в атмосфере усиливающейся с каждым днем 
военной бюрократии, которая продолжает внушать страх и все подчиняет себе. 
Существуют ли реальные шансы создать новое общество?
Сила корпорации, апатия и бессилие значительной массы населения, 
несостоятельность политических лидеров почти во всех странах мира, угроза 
ядерной войны и экологической катастрофы, а также такие явления, как 
климатические изменения, которые сами по себе способны вызвать голод во многих 
странах,-- зная все это, можем ли мы считать, что есть реальные шансы на 
спасение? С точки зрения бизнеса такого шанса просто нет; если вероятность 
выигрыша составляет всего 2%, ни один здравомыслящий человек не станет 
рисковать своим состоянием и вкладывать свой капитал в какое-нибудь предприятие 
со столь малой вероятностью на успех. Но если речь идет о жизни и смерти, то 
каким бы ни был "разумный шанс", он должен быть использован и превращен в 
"реальную возможность". 
Но жизнь -- не азартная игра и не деловое предприятие, и поэтому везде, где 
только возможно, мы должны искать хотя бы намек на реальную возможность 
спасения: например в исцеляющем искусстве медицины. Так, если больной имеет 
хотя бы ничтожный шанс на жизнь, ни один сознающий свою ответственность врач не 
предложит оставить все попытки использовать этот шанс и прибегнуть только к 
паллиативам -- он сделает все возможное, чтобы спасти жизнь больного. Очевидно, 
когда речь идет о больном обществе, следует ожидать того же. 
Для духа современного делового общества весьма характерно то, что шансы на его 
спасение обесцениваются с точки зрения азартной игры или бизнеса, а не с точки 
зрения человеческой жизни. Немного здравого смысла в сегодняшнем столь модном 
технократическом мировоззрении, согласно которому в том, что мы поглощены 
работой или развлечениями, не испытываем никаких чувств и т.д., нет ничего 
опасного и что даже если это и есть технократический фашизм, то в конце концов 
он не так уж и плох. Но мы просто принимаем желаемое за действительное. 
Технократический фашизм неминуемо приведет к катастрофе. Дегуманизированный 
человек в конечном счете окажется не в состоянии поддерживать существование 
жизнеспособного общества и в скором времени не сможет удержаться от применения 
ядерного или биологического оружия. 
И все-таки некоторые имеющиеся факторы обнадеживают. Так, все больше и больше 
людей приходят к осознанию истины, сформулированной Месаровичем и Пестелем, 
Эрлихами и другими специалистами, а именно: если западный мир не хочет 
исчезнуть навсегда из жизни, необходимо на чисто экономической основе создать 
новую этику, новое отношение к природе, человеческую солидарность и 
сотрудничество между людьми. Этот призыв к разуму, даже если оставить в стороне 
всякие эмоциональные и этические соображения, способен мобилизовать умы 
довольно большого числа людей. К этому не следует относиться легкомысленно, 
несмотря на то что, как известно, в ходе исторического развития многие народы 
не один раз поступали вопреки своим жизненным интересам и даже вопреки 
инстинкту самосохранения. Они могли действовать так потому, что их лидеры 
убеждали их в том, что они не стоят перед выбором "быть или не быть". Но если 
бы они знали всю правду, то имела бы место нормальная нейрофизиологическая 
реакция: осознание угрозы своим жизненно важным интересам вызвало бы 
соответствующую защитную реакцию. 
Еще один обнадеживающий фактор -- усиление неудовлетворенности современной 
социальной системой. Все больше и больше людей страдают la malaise du siиcle1: 
они испытывают депрессию и осознают ее, несмотря на все усилия ее подавить. Они 
ощущают себя несчастными от собственной изолированности, чувствуют пустоту 
своего уединения, бессилие, бессмысленность своей жизни. Многие осознают все 
это очень отчетливо, другие -- менее четко, но когда кто-нибудь раскроет им 
истину, они полностью осознают ее. 
 
1Болезнь века (фр.)- 
 
Жизнь, состоящая из пустых удовольствий, на протяжении всей мировой истории и 
до сего времени была доступна лишь немногочисленной элите, которая, в общем-то, 
сохраняла благоразумие, понимая, что коль скоро власть находится в ее руках, то 
думать и действовать следует таким образом, чтобы эту власть не потерять. 
Сегодня весь средний класс, представители ко
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-