|
е, как у Теннисона: сорвать цветок. Но Гете, в
отличие от Теннисона, считает, что это означает погубить его. Для Гете этот
цветок является живым существом -- он даже разговаривает с поэтом. Гете решает
эту проблему по-иному: не так, как Теннисон или Басе: он берет цветок "с
корнями" и пересаживает его "в сад прохладный", не нанося вреда его жизни.
Позиция Гете -- промежуточная между позициями Теннисона и Басе: в решающий
момент сила жизни побеждает простую любознательность. Понятно, что Гете
выражает в этом прекрасном стихотворении свою концепцию исследования природы.
Отношение Теннисона к цветку является выражением принципа обладания, хотя в
данном случае не чем-то материальным, а знанием. Отношение Басе и Гете к цветку
выражает принцип бытия. Под бытием я понимаю такой способ жизни, при котором
человек и не имеет ничего, и не желает иметь что-либо, но счастлив тем, что
продуктивно использует свои способности и чувствует себя в единении со всем
миром. Гете, безмерно влюбленный в жизнь, один из выдающихся борцов против
одностороннего и механистического подхода к человеку, выразил свое предпочтение
бытию, а не обладанию во многих своих произведениях. "Фауст" -- яркий пример
описания конфликта между бытием и обладанием (Мефистофель -- олицетворение
последнего). В небольшом стихотворении "Собственность" поэт с величайшей
простотой говорит о ценности бытия:
СОБСТВЕННОСТЬ
Я знаю, не дано ничем мне обладать,
Моя -- лишь мысль, ее не удержать,
Когда в душе ей суждено родиться,
И миг счастливый -- тоже мои,
Он благосклонною судьбой
Мне послан, чтоб сполна им насладиться.
Различие между бытием и обладанием не сводится к различию между Востоком и
Западом, а относится к типам общества: одно ориентировано на человека, другое
-- на вещи. Для западного индустриального общества, для которого погоня за
деньгами, властью и славой -- главный смысл жизни, характерна ориентация на
обладание. В обществах, в которых идеи современного "прогресса", не играют
главенствующую роль и где отчуждение произошло в меньшей степени, например, в
средневековом обществе, у индейцев зуни, в африканских племенах, есть свои Басе.
Возможно, что через несколько поколений и у японцев в результате
индустриализации появятся свои Теннисоны. И дело вовсе не в том, что (как
полагал Юнг) западный человек не может постичь до конца философские системы
Востока, например дзэн-буддизм, а в том, что современный человек не может
понять дух того общества, которое не ориентировано на собственность и алчность.
В самом деле, труды Мейстера Экхарта (столь же сложные для понимания, как
сочинения Басе или дзэн-буддизм) и Будды -- это, по сути, лишь два диалекта
одного и того же языка.
Идиоматические изменения
В последние несколько столетий смысловое значение понятий "бытие" и "обладание"
претерпело некоторые изменения, что нашло отображение в западных языках
следующим образом: для их обозначения стали чаще использовать существительные и
реже -- глаголы.
Существительное обозначает вещь. Можно сказать, что обладаешь вещами [имеешь
вещи], например: у меня есть [я имею] стол, дом, книга, машина. Глагол
обозначает действие или процесс, например: я существую, я люблю, я желаю, я
ненавижу и т.д. Однако все чаще действие выражается с помощью понятия обладания,
иными словами, глагол заменяется существительным. Но такое обозначение
действия словосочетанием глагола "иметь" с существительным неправомочно с точки
зрения правильного употребления языка, так, нельзя владеть процессами или
действиями; их можно только осуществлять или испытывать.
Давние наблюдения
Пагубные последствия указанной ошибки были отмечены еще в XVIII в. Так, Дю Маре,
описывая данную проблему в посмертно изданной работе "Истинные принципы
грамматики" (1769), пишет: "В высказывании "У меня есть [я имею] часы"
выражение "У меня есть [я имею]" следует понимать буквально; однако в
высказывании "У меня есть идея [я имею идею]" выражение "У меня есть [я имею]"
употребляется в переносном см
|
|