|
еланием -- желанием здорового и
гуманного потребления. Для прекращения забастовки потребителей могли бы быть
применены те же методы, какие используются при переговорах о прекращении
забастовок рабочих.
Первым шагом могли бы стать призывы лидеров радикально-гуманистического
движения потребителей к осознанию: 1) собственного отчасти бессознательного
протеста потребителей против консьюмеризма и 2) их потенциальной силы, которая
проявится при объединении всех гуманистически настроенных потребителей.
Подобное движение потребителей было бы истинно демократическим -- ведь в этом
случае люди откровенно высказывались бы и пытались активно воздействовать на
ход социального развития неотчужденным способом. И все это было бы основано на
личном опыте, а не на политических лозунгах.
Но даже самое мощное движение потребителей будет неэффективным, если власть
крупных корпораций сохранит свое могущество. Если не будет ослаблено мощное,
увеличивающееся с каждым днем давление гигантских корпораций на правительство и
давление на население -- посредством контроля с помощью методов "промывания
мозгов", то даже те остатки демократии, которые еще сохранились, обречены
уступить место технократическому фашизму -- обществу сытых, бездумных роботов.
В Соединенных Штатах власть гигантских предприятий традиционно ограничивается
антитрестовскими законами. Влиятельное общественное мнение могло бы
способствовать преобразованию существующих могущественных корпораций в духе
этих законов с тем, чтобы раздробить эти супергиганты на более мелкие части...
Чтобы создать общество, основанное на принципе бытия, все люди должны стать
активными гражданами и принимать активное участие в экономической деятельности
общества. Следовательно, наше освобождение от ориентации на обладание возможно
только в результате полной реализации индустриальной и политической демократий
участия.
Это требование разделяет большинство радикальных гуманистов.
Индустриальная демократия означает: каждый член крупной промышленной или
какой-либо другой организации играет активную роль в ее жизни; каждый получает
полную информацию о работе этой организации и участвует в принятии решений на
всех уровнях, начиная с рабочего процесса самого индивида, мер по охране
здоровья и технике безопасности (это уже успешно внедрено на нескольких
предприятиях Швеции и США) и участвуя по возможности в принятии решений на том
уровне, где формируется генеральная политика предприятия. Важно, чтобы свои
интересы представляли сами рабочие и служащие, а не официальные профсоюзные
деятели, функционирующие вне предприятий. Индустриальная демократия также
предполагает, что предприятие -- это не только экономический и технический, но
и социальный институт, в существовании и деятельности которого принимает
активное участие и, значит, заинтересован каждый член коллектива.
Политическая демократия может быть достигнута с помощью тех же самых приемов.
Демократия может противостоять авторитарной угрозе только в том случае, если
она будет не пассивной "демократией наблюдателей", а активной "демократией
участников", при которой дела общества для отдельных граждан будут не менее
близки и важны, чем их личные дела, или, точнее, при которой благо общества
станет личным делом каждого гражданина. Принимая участие в общественной жизни,
люди обнаруживают, что их жизнь становится более интересной и стимулирующей.
Действительно, настоящую политическую демократию можно было бы определить как
такую общественную структуру, при которой жизнь становится более интересной.
Такая демократия соучастия -- в отличие от "народной демократии" или
"централизованной демократии" -- по самой своей сути является
антибюрократической и создает атмосферу, практически исключающую появление
демагогов.
Без сомнения, определение методов демократии соучастия -- гораздо более трудное
дело, чем разработка демократической конституции в XVIII в. Для того чтобы
выработать новые принципы и реализовать методы построения демократии соучастия,
потребуются гигантские усилия многих компетентных специалистов. В качестве
одного из возможных предложений, направленных на достижение этой цели, я хотел
бы вновь остановиться на идее, которую я выдвигал более двадцати лет тому назад
в книге "Здоровое общество". Идея состоит в следующем: надо создать множество
групп (например, по пятьсот непосредственно контактирующих между собой человек
в каждой) с тем, чтобы они составили постоянно действующие совещательные органы,
которые были бы полномочны принимать решения по важнейшим вопросам экономики,
внешней политики, здравоохранения, образования и способов достижения общего
блага. Эти группы должны были бы получать всю соответствующую информацию (ее
характер описывается ниже), обсуждать ее (без давления со стороны) и -- путем
голосования -- принимать решения (с помощью современной техники результаты
голосования можно получать в течение одного дня). Совокупность этих групп
составляла бы так называемую "нижнюю палату", решения которой наряду с
решениями других политических органов оказали бы большое влияние на
законодательную деятельность.
Однако возникает следующий вопрос: "Зачем разворачивать все эти планы, если те
же задачи можно решить с помощью опроса общественного мнения, позволяющего
определить мнение всего населения практически в такие же сроки?" Такое
возражение затрагивает один из самых проблематичных аспектов процесса выражения
мнения. Что такое "мнение", на котором основываются все опросы? Это взгляды
человека, сформированные в отсутствие адекватной информации, критического
размышления и обсуждения. Более того, участвуя в опросах общественного мнения,
люди заведомо знают, что их "мнения" ничего не значат и не приводят ни к каким
результатам. Такие мнения лишь фиксируют осознанные представления людей в
данный момент, но ничего не говорят о скрытых тенденциях, которые в
изменившейся обстановке могут привести к
|
|