Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Иметь или Быть?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
алистической" или "социалистической" его 
форме,-- чтобы установку на обладание хотя бы частично сменить на установку на 
бытие. Для этого понадобилась бы еще одна книга, которую можно было бы назвать 
"Искусство быть". В последние годы было опубликовано много книг о путях 
достижения общего блага. Одни из них весьма полезны, другие же просто приносят 
вред, так как обманывают читателя, эксплуатируя новый рынок, возникший в связи 
со стремлением людей избежать катастрофы. В Списке литературы приводится 
перечень некоторых важных книг, которые могут оказаться полезными для тех, кто 
проявляет серьезный интерес к проблеме достижения благополучия. 
 
Глава IX
Черты нового общества
Новая наука о человеке
Для того чтобы создать новое общество, прежде всего необходимо осознать, что на 
этом пути могут встретиться почти непреодолимые трудности. По-видимому, одна из 
главных причин того, что предпринималось не так уж много попыток изменения 
общественных устройств, и есть осознание таких трудностей. "Зачем пытаться 
достичь невозможного,-- думают многие люди.-- Ведь дорога, по которой мы 
движемся, обозначена на наших картах, следовательно, только она должна привести 
нас к счастью". Многие отчаиваются, но скрывают свое отчаянье под маской 
оптимизма -- это не обязательно самые мудрые. Но и те, кто еще не потерял 
надежду, могут достичь цели только в том случае, если они -- трезвые реалисты, 
отказывающиеся от всех иллюзий и осознавшие в полной мере все ожидающие их 
трудности. Именно трезвым сознанием и отличаются друг от друга утописты 
деятельные и утописты грезящие. 
Перечислим, для примера, некоторые из проблем, которые могут встретиться (и 
должны быть решены) при построении нового общества. 
1 Дальнейшее развитие индустриализации без полной централизации производства, т.
е. без риска прийти к фашизму старого типа или -- более вероятному обновленному 
"технократическому фашизму". 
2. Необходимость сочетания, с одной стороны, всеобщего планирования, а с другой 
-- высокой степени децентрализации и отказ от "экономики свободного рынка", 
ставшей уже в достаточной степени фикцией. 
3. Отказ от непомерного роста экономики в пользу ее избирательного развития -- 
с целью предотвращения экономической катастрофы. 
4. Создание таких условий работы и такого психологического настроя, при которых 
основной мотивацией было бы моральное удовлетворение, а не материальное 
обогащение. 
5. Дальнейшее развитие науки, с одной стороны, и предотвращение опасности 
злоупотребления применением научных достижений на практике -- с другой. 
6. Создание таких условий, которые приносили бы людям счастье и радость, а не 
простое удовлетворение потребности в наслаждении. 
7. Обеспечение полной безопасности индивидов и их независимости от 
бюрократического аппарата при удовлетворении основных потребностей. 
8. Создание условий для индивидуальной инициативы в повседневной жизни, а не в 
среде бизнеса (где, впрочем, она вряд ли еще существует). 
Все перечисленные проблемы кажутся сейчас совершенно неразрешимыми, как 
казались таковыми те трудные задачи, которые возникли в процессе развития 
техники. Но последние оказались не неразрешимыми, потому что была создана новая 
наука, провозгласившая принцип наблюдения и познания природы как условие 
господства над ней [Бэкон Ф. "Новый Органон...", 1620]. Эта новая наука XVII в.,
 до сих пор привлекающая самые блестящие умы в индустриальных странах, привела 
к осуществлению тех технических утопий, о которых мечтал человек. 
Но сегодня, по прошествии почти трех с половиной столетий, мы нуждаемся совсем 
в иной, новой науке. Нам нужна Гуманистическая Наука о Человеке как основа для 
Прикладной науки и Прикладного искусства Социальной реконструкции. 
Для реализации технических утопий, например воздухоплавания, была использована 
новая наука о природе. Человеческая утопия мессианского времени -- новое 
объединенное человечество, живущее в братстве и мире, свободное от 
экономической детерминации, войн и классовой борьбы,-- может быть осуществлена, 
если для этого будет приложено столько же энергии, интеллекта и энтузиазма, 
сколько было затрачено на реализацию технических утопий. Нельзя построить 
подводную лодку, только читая книги Жюль Верна; точно так же невозможно создать 
гуманистическое общество, лишь читая книги пророков. 
Никто не способен предвидеть, уступят ли общественные науки свое доминирующее 
положение новой науке -- науке о человеческом обществе. Мы еще сохраним 
какой-то шанс выжить, если это произойдет. Однако это будет зависеть от того, 
скольких хорошо образованных, дисциплинированных, неравнодушных мужчин и женщин 
привлечет новая задача, которую призван разрешить человеческий разум, ведь на 
этот раз целью является господство не над природой, а над техникой и 
иррациональными социальными силами и институтами, угрожающими существованию не 
только западного общества, но и всего человечества. 
Я убежден, что наше будущее зависит от того, смогут ли лучшие умы человечества 
полностью осознать существующее критическое положение и посвятить себя новой 
гуманистической науке о человеке. Ведь без их согласованных усилий нельзя 
решить описанные проблемы и достичь целей, которые рассматриваются ниже. 
В некоторых проекта
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-