|
г0 пациенту
расстаться с иллюзиями, мешающими ему понять, в чем заключаются его страдания,
и осознать реальные причины своего заболевания. Диагноз природы индивидуальной
или социальной болезни -- это, по сути, вопрос ее интерпретации, подходы же
разных интерпретаторов могут отличаться друг от друга. Но при определении
диагноза обычно не следует полагаться на субъективные представления пациента о
причине его страданий. Суть психоаналитического лечения -- помочь пациенту
осознать действительные причины его болезни.
Пациенты, зная эти причины, могут сделать следующий шаг, а именно: понять, что
они могут вылечиться, если будут устранены причины, порождающие болезнь.
Согласно методике Фрейда, это означает восстановить подавленные воспоминания
пациента об определенных событиях, происшедших в детстве. Традиционный
психоанализ не считает, однако, четвертый этап обязательным. Многие
психоаналитики полагают, что одно осознание того, что подавлялось, уже дает
терапевтический эффект. Действительно, часто так и происходит, особенно в тех
случаях, когда пациент страдает от строго определенных симптомов, например в
случаях истерии или навязчивых состояний. Однако я не верю в возможность
достижения длительного положительного эффекта у тех пациентов, страдания
которых не ограничиваются строго определенными симптомами и которые нуждаются в
изменении своего характера; этот эффект не будет иметь места, пока они не
изменят своего образа жизни соответственно тем изменениям характера, которых
они хотят достичь. Можно, скажем, анализировать зависимость того или иного
индивида вплоть до второго пришествия, но все эти попытки не принесут успеха,
если не изменится сама жизненная ситуация, в которой оказался пациент до того,
как ему открылись причины этой зависимости. Вот простой пример: женщина,
причины страданий которой связаны с ее зависимостью от отца, даже если она и
осознала глубинные причины этой зависимости, не выздоровеет до тех пор, пока
реально не изменит свою жизнь, например, не разъедется со своим отцом, не
откажется от его помощи, не решится на риск и неудобства, неизбежные при
подобных практических попытках обрести независимость. Само по себе осознание
причин заболевания без практических шагов к изменению жизненной ситуации
остается неэффективным.
Новый Человек
Функция нового общества -- способствовать возникновению нового человека, с
новой структурой характера, которая будет включать следующие качества:
-- Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере
быть.
-- Ощущение чувств безопасности, идентичности и уверенности в себе, основанных
на вере в то, что человек существует, что он есть, на его внутренней
потребности в привязанности, любви, единении с миром, которая заменила желание
иметь, обладать, властвовать над миром и, значит, быть рабом своей
собственности.
-- Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать
смысла нашей жизни и что условием для плодотворной деятельности, направленной
на служение своему ближнему, может быть только полная независимость и отказ от
вещизма.
-- Ощущение себя на своем месте.
-- Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации.
-- Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях,
понимание, что священны жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи,
власть и все то, что мертво.
-- Стремление как можно больше умерить свою алчность, ослабить чувство
ненависти, освободиться от иллюзий.
-- Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, так как будет достигнуто такое
состояние, когда иллюзии будут не нужны.
-- Развитие способности к любви наряду со способностью к критическому,
реалистическому мышлению.
- Освобождение от нарциссизма и принятие всех трагических ограничений, которые
внутренне присущи человеческому существованию.
-- Всестороннее развитие человека и его близких как высшая цель жизни.
-- Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо
структуры, а также понимание различия между структурой как атрибутом жизни и
"порядком" как атрибутом безжизненности, смерти.
-- Развитие воображения, но не как бегства от невыносимых условий жизни, а как
предвидения реальных возможностей, как средства положить конец этим невыносимым
условиям.
-- Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; можно прослыть
простодушным, но не наивным.
-- Все более глубокое и всестороннее самопознание.
-- Ощущение своего единения с жизнью, т.е. отказ от подчинения, покорения и
эксплуатации природы, от ее истощения и разрушения, стремление понять природу и
жить с ней в гармонии.
-- Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой -- не
клубком алчных страстей, а тонко сбалансированной структурой, которая в любой
момент может столкнуться с альтернативой: развитие или разрушение, жизнь или
смерть.
-- Понимание того, что лишь немногим удастся достичь совершенства по всем этим
пунктам, и в то же время отсутствие амбициозного стремления "достичь цели", так
как известно, что такого рода амбиции -- всего лишь иное выражение алчности и
ориентации на обладание.
-- Счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано нам
судьбой, ибо жизнь сама по себе приносит человеку такое удовлетворение, что он
едва должен беспокоиться о том, чего он еще мог бы или не мог бы достичь.
В данной книге не ставится задача дать рекомендации о том, что именно должны
делать люди, живущие в современном кибернетическом, бюрократическом,
индустриальном обществе -- в "капи
|
|