|
ения,-- главнейшие причины истощения
окружающей среды.
5. Есть все основания предполагать, что при существующем на земном шаре росте
населения вероятность гибели человечества в результате эпидемии чумы или в
термоядерной войне увеличивается. Эти две причины могут стать самым
нежелательным "решением" проблемы роста населения путем увеличения уровня
смертности; обе причины обладают потенциальными возможностями уничтожить
цивилизацию и даже привести к исчезновению Homo sapiens с лица земли.
6. Современная технология не дает панацеи для преодоления кризиса, вызванного
такими проблемами, как рост народонаселения, нехватка продуктов питания,
оскудение окружающей среды. Однако, если эту технологию применять правильно, то
определенных успехов можно достичь в таких областях, как борьба с загрязнением
окружающей среды, развитие средств связи и контроль рождаемости. Но
кардинальное решение предполагает радикальные и быстрые изменения в установках
людей, особенно в отношении проблем рождаемости, развития экономики, технологии,
охраны окружающей среды и способов разрешения международных конфликтов (курсив
мой.-- Э.Ф.).
Следует упомянуть о еще одной работе -- недавно вышедшей книге Э.Эпплера "Конец
или изменение" ("Ende oder Wende"). Идеи этого автора близки к идеям Шумахера,
хотя и не так радикальны. Позиция Эпплера представляет особый интерес еще и
потому, что он лидер социал-демократической партии в Баден-Вюртемберге и
убежденный протестант. Работам Эпплера созвучны мои книги "Здоровое общество" и
"Революция надежды".
В поддержку идеи экономики, не предусматривающей роста производства, выступают
и некоторые авторы из государств социалистического лагеря, где сама идея
ограничения производства всегда была под запретом. Так, В.Харих,
марксист-диссидент из ГДР, выдвинул тезис о статичном балансе мировой экономики,
что, по его мнению, является единственным способом гарантировать равенство и
избежать угрозы необратимого разрушения биосферы.
В Советском Союзе в 1972 г. была проведена встреча самых выдающихся ученых в
области естественных наук, экономики и географии для обсуждения проблемы
"Человек и окружающая среда". На этой встрече рассматривались вопросы,
связанные с итогами исследований, проведенных Римским клубом. Результаты этих
исследований обсуждались с пониманием и интересом, были отмечены серьезные
достоинства многих работ, хотя некоторые участники встречи не во всем были
согласны с выводами, к которым пришли специалисты Римского клуба (с отчетом об
итогах этой встречи можно ознакомиться по книге "Technologic und politik").
В работе Л.Мэмфорда "Пентагон власти" ("The Pentagon of Power"), а также во
всех его предыдущих книгах представлено все наиболее существенное, что внесли
современные антропологическая и историческая науки в трактовку гуманизма и что
объединяет всех авторов, выдвигавших идеи подлинно гуманистических социальных
преобразований.
Глава VIII
Условия изменения человека и черты нового человека
Если действительно от психологической и экономической катастроф нас может
спасти только радикальное изменение нашего характера, т.е. переход от
доминирующей установки на. обладание к установке на бытие, то возникает
следующий вопрос: возможно ли вообще массовое изменение человеческого характера,
а если возможно, то каков способ для осуществления этого?
Я полагаю, что характер человека может измениться при следующих условиях:
1. Мы страдаем и осознаем это.
2. Мы понимаем причины нашего страдания.
3. Мы понимаем, что есть путь, который может освободить нас от наших страданий.
4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страданий мы должны следовать
определенным нормам и изменить существующий образ жизни.
Эти четыре пункта соответствуют четырем благородным истинам, составляющим суть
учения Будды: они относятся к общим условиям существования человека, а не к
каким-то конкретным случаям неблагополучия, являющимся следствием определенных
индивидуальных или социальных обстоятельств. Тот же принцип изменения человека,
который составляет основу Буддизма, характерен и для Марксова представления о
спасении. Для подтверждения этого следует уяснить, что для Маркса, как он сам
это говорил, коммунизм был не конечной целью, он должен был стать лишь
определенной ступенью исторического развития общества, призванной освободить
людей от тех социальных, экономических и политических условий, при которых они
теряют человеческий облик и становятся рабами вещей, машин и собственной
алчности.
Первый шаг, который предпринял Маркс, должен был показать рабочему классу --
самому отчужденному и несчастному в то время,-- что он страдает. Маркс
стремился разрушить иллюзии, мешавшие рабочим осознать всю глубину их
бедственного положения. Второй его шаг должен был показать причины их страданий,
которые, как он подчеркивал, обусловлены природой капитализма и такими
свойствами характера, порождаемыми капиталистической системой, как алчность,
корыстолюбие и зависимость. Этот анализ причин страданий рабочих (и не только
рабочих) послужил главным импульсом для работы Маркса -- анализа
капиталистической экономики. Третий его шаг должен был показать, что от этих
страданий можно избавиться -- для этого необходимо уничтожить порождающие их
условия. И, наконец, четвертый его шаг -- это открытие нового образа жизни,
новой социальной системы, которая могла бы освободить человека от страданий,
неминуемо вызываемых прежней капиталистической системой.
Фрейдовская методика лечения больных, в сущности, подобна приведенной схеме.
Пациенты обращались к Фрейду потому, что они страдали и осознавали, что
страдали. Но, как правило, они не осознавали, от чего они страдали. ПОЭТОМУ
первая задача психоаналитика заключается в том, чтобы no
|
|