|
ономический катастрофе -- это коренное
изменение внутренней природы человека. Месарович и Пестель говорят о
необходимости "нового мирового сознания... новой этики при использовании
материальных ресурсов... нового отношения к природе, основанного не на
покорении природы, а на гармонии... ощущении тождества с будущими поколениями
людей... Впервые за историю существования человека на земле от него требуют не
делать того, что он может делать; от него требуют ограничить экономическое и
технологическое развитие или, по крайней мере, изменить направление этого
развития; все будущие поколения людей на земле требуют от него поделиться своим
богатством с теми, у кого ничего нет, причем не из соображений милосердия, а в
силу необходимости. От человека требуется сконцентрировать усилия на органичном
развитии мировой системы. И может ли человек, будучи в здравом рассудке,
сказать на это "нет"?" Месарович и Пестель приходят к выводу, что без этих
коренных изменений в человеке "Homo sapiens приговорен".
Некоторые недостатки, присущие данному исследованию, заключаются, на мой взгляд,
прежде всего в том, что его авторы не рассматривают политических, социальных и
психологических факторов, стоящих на пути любых изменений. Нет смысла указывать
на общую тенденцию необходимых изменении, если при этом не делается серьезная
попытка рассмотреть те реальные препятствия, которые стоят на пути реализации
всех этих предложений. (Остается лишь надеяться, что Римский клуб вплотную
займется решением проблем, связанных с осуществлением тех социальных и
политических изменений, которые представляют собой необходимые предварительные
условия для достижения главных целей.) И все же факт остается фактом:
упомянутые авторы впервые попытались показать потребности экономики и наличные
ресурсы в масштабе всей планеты, и, таким образом, как я отмечал во введении,
впервые было сформулировано требование о необходимости изменения этики не
вследствие развития этических убеждений, а как следствие рационального
экономического анализа.
В США и ФРГ в последние несколько лет было опубликовано большое число книг,
авторы которых рассматривают ту же проблему: подчинить экономику потребностям
людей, во-первых, ради простого самосохранения, а, во-вторых, ради нашего блага.
(Я прочел или изучил около тридцати пяти таких книг, но их общее число по
крайней мере в два раза больше.) Большинство авторов этих книг приходят к
единому мнению, что рост материального потребления не обязательно означает
возрастание общего блага, что необходимы изменения не только социальные, но и в
характерологической и духовной сферах; что если не прекратить истреблять
природные ресурсы и продолжать нарушать экологические условия существования
человека, то, как не трудно предсказать, в ближайшие сто лет разразится
катастрофа. Я назову здесь лишь нескольких выдающихся представителей этой новой
гуманистической экономики.
В книге "Мало -- это прекрасно" ("Small Is Beautiful") экономист Э.Ф.Шумахер
показывает, что наши неудачи -- это результат наших успехов, и что развитие
техники должно диктоваться реальными потребностями человека. Он пишет:
"Экономика как суть жизни -- это смертельная болезнь, потому что ее
неограниченный рост не соответствует ограниченному миру. Все великие учители
человечества внушали людям, что экономика не должна составлять суть жизни; и
сегодня совершенно очевидно, что она и не может быть таковой. И если появляется
желание более четко описать эту смертельную болезнь, то можно сказать, что она
подобна наркомании или алкоголизму. И не так уж важно, в какой именно форме
проявляется эта пагубная привычка, чего в ней больше -- эгоизма или альтруизма,
и удовлетворяется ли она чисто материалистически или находит для этого какие-то
другие, более утонченные -- художественные, научные или культурные -- способы.
Яд остается ядом даже в блестящей упаковке... Но если духовная, внутренняя
культура Человека пренебрегается, то такой ориентации больше соответствует
эгоизм (примером этой ситуации может служить капиталистическое общество), а не
любовь к ближнему".
Свои принципы Шумахер реализовал в разработке минимашин, приспособленных для
нужд развивающихся стран. Примечательно, что его книги становятся с каждым
годом все популярнее, и отнюдь не из-за широкой рекламы, а благодаря изустной
пропаганде его читателей.
Весьма близки к Шумахеру по своим взглядам Пауль Эрлих и Анна Эрлих. В своей
книге "Население, ресурсы, окружающая среда: проблемы экологии человека"
("Population, Resourses, Environment: Issues in Human Ecology") они пришли к
следующим выводам относительно "современной ситуации в мире".
1. Учитывая современное состояние технологии и распространенные модели
человеческого поведения, можно заключить, что наша планета чрезвычайно
перенаселена.
2. Огромное число жителей на планете и все продолжающийся рост населения
являются главными препятствиями для решения стоящих перед человечеством проблем.
3. В производстве продуктов питания традиционными средствами человечество уже
почти достигло пределов своих возможностей. Трудности обеспечения населения
пищевыми продуктами и проблемы, связанные с их распределением, уже привели к
тому, что примерно половина человечества голодает или недоедает. Ежегодно от
голода погибает около 10-12 млн. человек.
4. Попытки дальнейшего увеличения производства пищевых продуктов приведут к
быстрому истощению окружающей среды и в конце концов -- к уменьшению
возможностей земли производить продукты питания. Пока еще нельзя четко
определить, дошло ли истощение окружающей среды до состояния необратимости;
вполне вероятно, что возможности нашей планеты поддерживать жизнь на земле
постоянно уменьшаются. Такие технические "достижения", как автомобили,
пестициды, неорганические азотные удоб
|
|