|
м следовало бы. И он, и Энгельс полагали, что
капитализм уже достиг своих возможностей и, следовательно, революция не
заставит себя долго ждать. Они глубоко заблуждались, и Энгельс, уже после
смерти Маркса, вынужден был это признать. Свое новое учение Маркс и Энгельс
сформулировали в период наивысшего развития капитализма и не предвидели, что
понадобится еще более ста лет, чтобы начался его упадок и окончательный кризис.
Этот вывод, антикапиталистический по своей направленности, сделанный в период
наивысшего расцвета капитализма, должен был быть использован, в силу
исторической необходимости, в капиталистическом духе, чтобы иметь успех. Так и
произошло в действительности.
Западные социал-демократы и их яростные оппоненты -- коммунисты Советского
Союза и других стран -- превратили социализм в чисто экономическую теорию. Цель
такого социализма -- максимальное потребление и максимальное использование
техники. Хрущев со своей теорией "гуляш-коммунизма", по своему простодушию
однажды проговорился, что цель социализма -- предоставить всему населению
возможность получать такое удовлетворение от потребления, какое капитализм
предоставил лишь меньшинству.
Социализм и коммунизм были основаны на буржуазной концепции материализма.
Некоторые тезисы из ранних работ Маркса (эти работы рассматривались в целом как
"идеалистические" заблуждения "молодого" Маркса) повторялись как ритуальные
заклинания, так же, как на Западе произносятся цитаты из Библии.
То обстоятельство, что Маркс жил в период наивысшего развития капитализма,
имело и другие последствия. Будучи представителем своей эпохи, Маркс не мог не
воспринять господствовавших в его время представлений и установок. Так,
некоторые нашедшие отражение в его трудах авторитарные наклонности его личности,
сформировались под влиянием, скорее, патриархально-буржуазного духа, а не
социалистического. При создании "научного" социализма, в отличие от социализма
"утопического", Маркс следовал примеру классиков политэкономии. Эти экономисты
утверждали, что экономика развивается по своим собственным законам, совершенно
независимо от воли людей; Маркс вслед за ними считал необходимым доказать, что
социализм обязательно должен развиваться в соответствии с законами экономики.
Из-за этого он иногда давал такие формулировки, которые ошибочно можно было
принять за детерминистские. Это выражалось в том, что воле человека и его
воображению не отводилось в историческом процессе должного места. Подобная
непроизвольная уступка духу капитализма способствовала процессу искажения
марксовой научной системы и превращения ее в систему, не отличающуюся
радикально от капитализма.
Если бы Маркс высказал свои мысли сегодня, когда начался -- и с каждым днем все
углубляется -- кризис капитализма, действительный смысл его учения мог бы
оказать влияние на людей и даже завоевать их умы, конечно, при условии, что мы
имеем право сделать такое историческое предположение. В наши дни даже сами
слова "социализм" и "коммунизм" оказались скомпрометированными. И каждая
заявляющая о своей принадлежности к марксизму социалистическая или
коммунистическая партия должна отдавать себе полный отчет в том, что советский
режим ни в коей мере не является социалистической системой, что социализм не
совместим с бюрократической, ориентированной на потребление социальной системой,
что он несовместим с тем материализмом и рационализмом, которые свойственны
как советской, так и капиталистической системе.
Нередко подлинно радикальные гуманистические идеи высказывают различные группы
и индивиды, не считающие себя марксистами или даже противники марксизма (иногда
из числа активных в прошлом деятелей коммунистического движения) -- этот факт
можно объяснить лишь искажением социализма.
Здесь невозможно перечислить всех радикальных гуманистов послемарксовского
периода, однако я все же приведу несколько примеров их учений. И хотя воззрения
этих гуманистов весьма различаются между собой, а иногда и противоречат друг
другу, тем не менее все они разделяют такие идеи:
-- производство должно служить реальным потребностям людей, а не требованиям
экономической системы;
-- между людьми и природой должны быть установлены новые взаимоотношения,
основанные на кооперации, а не на эксплуатации;
-- солидарность должна занять место взаимного антагонизма;
-- целью всех социальных преобразований должно быть человеческое благо и
предупреждение неблагополучия;
-- следует стремиться не к максимальному, а к разумному потреблению,
способствующему благополучию людей;
-- индивид должен быть не пассивным, а активным участником общественной жизни1.
1 Со взглядами социальных гуманистов можно ознакомиться в книге под редакцией Э.
Фромма "Социалистический гуманизм".
Альберт Швейцер, считавший кризис западной культуры] неминуемым, утверждает:
"Но сейчас уже для всех очевидно, что самоуничтожение культуры идет полным
ходом. Ненадежно даже то, что еще уцелело от нее. Оно еще производит
впечатление чего-то прочного, так как не испытало разрушительного давления
извне, жертвой которого уже пало все другое. Но его основание тоже непрочно,
следующий оползень может увлечь его с собой в пропасть...
Способность современного человека понимать значение культуры и действовать в ее
интересах подорвана, так как условия, в которые он поставлен, умаляют его
достоинство и травмируют его психику"1 [1973, с.34, 40].
1Этот и последующий отрывки взяты из книги А.Швейцера "Культура и этика", над
которой он работал в 1900--1917 гг. и которая была опубликована в 1923 г.
Характеризуя человека индустриального общества как "несвободного, разобщенного,
ограниченного", находящегося "под угрозой стать негуманным", Швейцер
продолжает: "Поскольку к тому же общество благодаря достигнутой организации
стало невиданной ранее силой в духовной организации, несамостоятельность
современного человека по отношению к обществу принимает такой характер, что он
уже почти перестает ж
|
|