|
ьные, воображают,
будто стали благодаря науке и технике поистине всемогущими. Влияние этой новой
религии становится все более пагубным, так как она способствует тому, что мы
оказываемся в большей изоляции, все менее эмоционально реагируем на окружающий
мир и в то же время считаем все более неизбежным и катастрофическим конец
цивилизации. Мы перестаем быть хозяевами техники и, напротив, становимся ее
рабами, а техника -- некогда важный компонент созидания -- поворачивается к нам
своей другой стороной -- ликом богини разрушения (вроде индийской богини Кали),
которой и мужчины, и женщины жаждут принести в жертву и самих себя, и своих
детей. Сознательно цепляясь за надежду на лучшее будущее, кибернетическое
человечество закрывает глаза на тот факт, что оно уже превратилось в
поклонников богини разрушения.
Можно привести тысячи различных доказательств данного тезиса, но самыми
убедительными являются два следующих: великие державы (а также некоторые менее
крупные государства) продолжают разрабатывать ядерное оружие со все большей
разрушительной силой и не в состоянии прийти к единственному здравому решению
-- уничтожению всех ядерных вооружений и производящих необходимые для них
материалы заводов, и, в сущности, ничего не делается для преодоления угрозы
экологической катастрофы. Иными словами, ничего не делается для того, чтобы
сохранить человеческий род.
Гуманистический протест
Расцвет индустриальном и кибернетической религии и дегуманизация социального
характера вызвали движение протеста и возникновение нового гуманизма, корни
которого в христианстве и философском гуманизме позднего средневековья и эпохи
Просвещении. Этот протест нашел свое выражение как в престижней христианских,
так и в пантеистических и нетеистических философских теориях. Он исходил от
двух противоположных сторон: от романтиков, придерживающихся консервативных
политических взглядов, и марксистов и других социалистов (и некоторых
анархистов). И правые, и левые были единодушны в своей критике индустриальной
системы и наносимого ею вреда людям. Излагая проблему, такие католические
мыслители, как Франц фон Баадер, и такие политические лидеры, как Бенджамин
Дизраэли, нередко использовали те же формулировки что и Маркс.
Пути спасения людей от опасности превращения их в вещи каждая из сторон
представляла себе no-разному. Романтики (правые) полагали, что единственно
возможный выход состоит в том, чтобы остановить безудержный "прогресс"
индустриальной системы и вернуться к прежним, хотя и несколько модифицированным
формам социального порядка.
Протест левых, который выражался как в теистической, так и в нетеистической
форме, можно было бы назвать радикальным гуманизмом. Социалисты считали, что
экономическое раз . остановить невозможно, как невозможно вернуться к прежним
формам социального устройства, и что единственный путь к спасению -- это
движение вперед и создание нового общества, которое могло бы освободить людей
от отчуждения, подчинения машине и дегуманизации. Социализм представлял собой
синтез средневековой религиозной традиции, постренессансного духа научного
мышления и политического действия. Подобно буддизму, он был "религиозным"
движением масс, так как целью его было освобождение людей от эгоизма и алчности,
хотя по форме он оставался светским и атеистическим.
Приведу краткое описание моего понимания марксистского учения о социализме, так
как советские коммунисты и западные социал-реформисты превратили социализм в
материализм, цель которого -- достижение всеобщего блага. В свое время Герман
Коген, Эрнст Блох и ряд других ученых отмечали, что социализм представляет
собой нерелигиозно выраженное пророческое мессианство. Пожалуй, лучше показать
это на каком-нибудь примере, процитировав, допустим, из Кодекса Маймонида, в
котором дается такая характеристика мессианского времени: "Мудрецы и пророки
страстно ожидали прихода Мессии не для того, чтобы народ Израилев
восцарство-вал над всем миром, и не для того, чтобы подчинить себе иноверцев и
возвыситься над другими народами, и не для того, чтобы он мог есть, пить,
проводить время в весельи. Они уповали на то, что Израиль пребудет свободным и
что народ его сможет посвятить себя изучению Книги и заключенной в ней мудрости,
и не будет ни одного порушившего закон, ни гонителя его, и каждый будет
достоин жить в мире грядущем. И не станет тогда ни голода, ни войны, ни зависти,
ни борьбы между людьми. Плоды земные явятся людям в изобилии, и каждый получит
все, в чем он нуждается. И одно только занятие останется людям в целом мире --
познавать слово Божье. И станет тогда народ Израилев поистине мудр, и откроется
ему все, ныне от людей сокрытое, и придет он к такому пониманию всего,
сотворенного Всевышним, на какое только способен разум человеческий. Как
писано: "Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как вода наполняет море"
(Исайя, XI, 9).
Цель исторического развития в этом отрывке определяется как предоставление
каждому человеку возможности всецело посвятить себя изучению мудр
|
|