|
о тридцатилетнего возраста находил
большое наслаждение в музыке, поэзии, живописи, но затем утратил всякий вкус к
ним на многие годы: "Кажется, что мой ум стал какой-то машиной, которая
перемалывает большие собрания фактов в общие законы... Утрата этих вкусов
равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных
способностях, еще вероятнее -- на нравственных качествах, так как ослабляет
эмоциональную сторону нашей природы" [Дарвин, 1957, с. 148].
Описанный Даренном процесс развивался с тех пор очень быстро, и между разумом и
сердцем возник почти полный разрыв. Однако -- и на это стоит обратить особое
внимание -- у большинства ведущих ученых, работающих в области точных и
наиболее революционных наук (например, в теоретической физике) подобного
вырождения разума не произошло. Я имею в виду таких ученых, как А. Эйнштейн, Н.
Бор, Л. Силард, В. Гейзенберг, Э. Шредингер,-- всех их глубоко интересовали
философские и нравственные проблемы.
Атрофия эмоциональной жизни неразрывно связана с преобладанием рассудочного,
манипулятивного мышления. А поскольку эмоции не культивируются, считаются
ненужными и рассматриваются, скорее, как помеха для оптимального
функционирования, они остаются неразвитыми и не могут превзойти уровня
эмоционального развития ребенка. Поэтому люди с рыночным характером чрезвычайно
наивны во всем, что касается эмоциональной стороны жизни. "Эмоциональные люди"
могут быть увлекательными для них, но из-за своей наивности они зачастую не
могут определить, являются ли такие люди естественными или фальшивыми. Поэтому
множество обманщиков и мошенников добиваются успеха в духовной и религиозной
сферах жизни; поэтому политики, изображающие сильные эмоции, очень привлекают
людей с рыночным характером и поэтому последние не могут отличить истинно
религиозного человека от того, кто просто демонстрирует глубокие религиозные
чувства.
Разумеется, описать данный тип личности можно не только с помощью термина
"рыночный характер". Для этого можно было бы использовать и термин Маркса
отчужденный характер: люди с таким характером отчуждены от своего труда, от
самих себя, от других людей и от природы. В терминологии психиатрии человека с
рыночным характером можно было бы назвать шизоидным, однако такой термин может
ввести в заблуждение, так как шизоидная личность, живя среди других шизоидных
личностей и успешно функционируя, не испытывает чувства беспокойства, которое
свойственно ей в более "нормальном" окружении.
Во время окончательного редактирования рукописи этой книги мне предоставили
возможность прочесть подготовленную к публикации работу Майкла Маккоби "Игроки:
новые корпоративные лидеры". В этом глубоком исследовании Маккоби анализирует
структуру характера двухсот пятидесяти руководителей, менеджеров и инженеров
двух преуспевающих крупных компаний в США. Большинство полученных им
результатов подтверждает мое описание кибернетической личности, особенно
преобладание у нее рассудочной сферы и слабое развитие сферы эмоциональной.
Результаты проведенного Маккоби исследования имеют большое социальное значение,
так как многие описанные им руководители и менеджеры либо уже являются, либо
станут в будущем лидерами американского общества.
Данные, полученные Маккоби в результате проведения с каждым членом изучаемой
группы от трех до двадцати интервью, дают четкое представление о
рассматриваемом типе характера1. Вот они:
Проявляющий глубокий и живой научный интерес к пониманию динамичного смысла
работы - 0%
Сосредоточенный, энергичный, искусный, но не испытывающий глубокого научного
интереса к природе вещей - 22%
Интересующийся работой в той степени, в какой это необходимо для самой работы
(интерес неустойчив) - 58%
Умеренно продуктивный, несосредоточенный, проявляющий к работе в основном
инструментальный интерес -- ради заработка и надежного экономического положения
- 18%
Пассивный, непродуктивный, рассеянный - 2%
Отрицающий работу, отрицающий реальный мир - 0%
100%
1Ср. с параллельным исследованием Игнацио Миллана (Millan I. The Character of
Mexican Executives).
Особенно поражают здесь два факта: 1) отсутствие глубокого интереса к пониманию
("разума"); 2) неустойчивый интерес к работе у подавляющего большинства либо
умеренный интерес к ней, обусловленный тем, что она является средством
обеспечения надежного экономического положения.
Полной противоположностью этому является то, что Маккоби называет "школой
любви":
Любящий, положительный, творческий - 0%
Ответственный, сердечный, пылкий, но неглубоко любящий - 5%
Проявляющий умеренный интерес к другому человеку, способный любить более
глубоко - 40%
Имеющий традиционные интересы, благопристойный, ориентированный на ролевое
поведение - 41%
Пассивный, нелюбящий, равнодушный - 13%
Отрицающий жизнь, черствый - 1%
100%
Среди опрошенных людей в этом исследовании не нашлось ни одного, кого можно
было бы охарактеризовать как "глубоко любящую личность", хотя 5% составляют
"сердечные и пылкие". Всем же остальным свойственны умеренные или традиционные
интересы, неспособность любить или просто отрицание жизни -- действительно,
поразительная картина недостаточного эмоционального развития и явно выраженной
рассудочности.
Приведенной общей структуре характера соответствует "кибернетическая религия"
рыночного характера. За фасадом агностицизма или христианства скрывается
откровенно языческая религия, хотя люди и не осознают ее как таковую. Эту
религию очень трудно описать, так как подобное описание возможно лишь на основе
того, что люди делают (и не делают), а не на основе их размышлений о религии
или догмах какой-либо религиозной организации. Самым поразительным, на первый
взгляд, является то, что человек превратил себя в бога, обретя техническую
возможность создать второй мир вместо того мира, который, по утверждению
традиционной религии, впервые был создан богом. Сформулирую эту мысль иначе: мы
превратили машину в бога и, служа ей, стали, подобны богу. И дело здесь не в
формулировке, важно то, что люди, реально совершенно бесси
|
|