Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Иметь или Быть?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
ии успеха 
всегда играет "личностный фактор". Успех зависит главным образом от того, 
насколько люди умеют выгодно преподнести себя как "личность", насколько красива 
их "упаковка", насколько они "жизнерадостны", "здоровы", "агрессивны", 
"надежны"; "честолюбивы"; кроме того, он зависит от происхождения, 
принадлежности к тому или иному клубу, от знакомства с "нужными людьми". Тип 
личности в некоторой степени зависит от этой специальной области, в которой 
человек может выбрать себе работу. Биржевой маклер, продавец, секретарь, 
железнодорожный служащий, профессор колледжа или управляющий отелем -- каждый 
из них должен предложить особый тип личности, который -независимо от их 
различий должен удовлетворять одному условию -- пользоваться спросом. 
Отношение человека к самому себе определяется пониманием им того, что наличие 
умений и соответствующих способностей еще недостаточно для выполнения 
определенной работы; для успеха необходима еще победа в жесткой конкуренции. И 
если бы человек, полагаясь лишь на свои знания и умения, был уверен, что он 
заработает на жизнь, то чувство собственного достоинства было бы 
пропорционально его способностям, т.е. его потребительской стоимости. Но 
поскольку успех зависит в основном от того, как человек продает свою личность, 
то он чувствует себя товаром или, вернее, одновременно продавцом и товаром. 
Человека мало волнуют его жизнь, его счастье, главное для него то, насколько он 
пригоден для продажи. 
Цель рыночного характера -- полнейшая адаптация к тем условиям, при которых ты 
нужен, при которых на тебя есть спрос при всех обстоятельствах, складывающихся 
на рынке личностей. Люди с рыночным характером по сравнению, например, с 
личностями XIX в. не имеют даже собственного "я", на которое они могли бы 
опереться, поскольку их "я" постоянно меняется в соответствии с принципом "я 
такой, какой я вам нужен". Люди с рыночным характером не имеют иных целей, 
кроме постоянного движения, выполнения всех дел с максимальной эффективностью, 
и если спросить их, почему они должны двигаться с такой скоростью, почему они 
должны стремиться к наибольшей эффективности, то настоящего ответа на этот 
вопрос они дать не могут, а предлагают одни лишь "рационалистические" ответы 
типа "чтобы было больше рабочих мест" или "в целях постоянного расширения 
компании". Они не задаются (по крайней мере сознательно) такими философскими 
или религиозными вопросами, как "г, ч чего живет человек?", "почему он 
придерживается того или иного направления?" У них свое гипертрофированное, 
постоянно меняющееся "я", но ни у кого нет "самости", стержня, чувства 
идентичности. Кризис современного общества -- "признак идентичности" -- 
объясняется тем, что члены этого общества стали безликими инструментами, их 
чувство идентичности обусловлено лишь их участием в деятельности корпораций или 
других огромных бюрократических организаций. Чувства идентичности нет там, где 
нет аутентичной личности. 
Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть. Эти "старомодные 
эмоции" не вписываются в структуру характера, функционирующего почти полностью 
на рассудочном уровне и избегающего любых чувств, как положительных, так и 
отрицательных, которые могут помешать достижению основной цели рыночного 
характера -- продажи и обмена,-- а точнее, функционированию в соответствии с 
логикой "мегамашины", частью которой они являются. Их не волнуют никакие 
вопросы, кроме одного: насколько хорошо они функционирую? Судить же об этом 
можно по степени их продвижения по бюрократической лестнице. 
Поскольку люди с рыночным характером не испытывают глубокой привязанности ни к 
себе, ни к другим, им все безразлично, но не потому, что они такие эгоисты, а 
потому, что их отношение к себе и другим столь непрочно. Возможно, именно этим 
объясняется, почему их не беспокоит опасность ядерной и экономической катастроф,
 несмотря даже на то, что им известны все данные, свидетельствующие о такой 
угрозе. Пожалуй, тот факт, что этих людей не беспокоит угроза собственной жизни,
 можно было бы объяснить их необыкновенной смелостью и отсутствием 
эгоистичности. Однако с таким объяснением нельзя согласиться потому, что эти 
люди не обнаруживают также беспокойство и за своих детей и внуков. Такое 
отсутствие беспокойства на всех уровнях -- результат утраты всех эмоциональных 
связей, даже с "самыми близкими". А причина в том, что у людей с рыночным 
характером нет "самых близких", они не дорожат даже собой. 
Почему современные люди так любят покупать и потреблять, но не дорожат тем, что 
приобретают? Наиболее правильный ответ на этот вопрос заключается в самом 
реноме рыночного характера. Отсутствие привязанности у людей с таким характером 
делает их безразличными и к вещам. И, пожалуй, единственное, что для них в 
какой-то степени важно,-- это престиж или комфорт, который эти вещи 
обеспечивают, но не сами эти вещи как таковые. Поскольку и к ним не существует 
никаких глубоких привязанностей, то в конечном счете они просто потребляются, 
как потребляются друзья и любовники. 
Поскольку цель человека рыночного характера -- надлежащее функционирование в 
данных обстоятельствах, это обусловливает его в основном рассудочную реакцию на 
окружающий мир. Исключительным достоянием Homo sapiens является разум в смысле 
понимания; манипулятивный же интеллект как инструмент достижения практических 
целей присущ и животным, и человеку. Манипулятивный интеллект, лишенный разума, 
опасен, так как он заставляет людей действовать таким образом, что, с точки 
зрения разума, это может оказаться для них губительным. Неконтролируемый 
манипулятивный интеллект тем опаснее, чем он является более выдающимся. 
Трагедию человека, занятого исключительно наукой, другими словами, трагедию 
отчужденного интеллекта, а также его последствия хорошо представил Чарльз 
Дарвин. В своей автобиографии он пишет, что 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-