Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Иметь или Быть?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
з философии 
Просвещения, была не просто политической революцией. По словам Токвиля 
(приведенным Беккером), это была "политическая революция, имевшая определенные 
черты религиозной революции (курсив мой -- Э.Ф.). Подобно исламу и 
протестантским движениям, она преодолела границы между странами и народами и 
распространилась благодаря проповедям и пропаганде своих идей". 
Радикальный гуманизм XIX и XX вв. будет описан ниже, при обсуждении 
гуманистического протеста против язычества индустриальной эры. Но для того, 
чтобы иметь основу для такого обсуждения, мы должны рассмотреть новый вид 
язычества, развивавшийся одновременно с гуманизмом и в данный момент 
исторического развития грозящий нам уничтожением. 
Первым шагом, подготовившим почву для развития "индустриальной религии" была 
элиминация Лютером материнского элемента в церкви. Возможно, это покажется 
ненужным отступлением, но я должен кратко рассмотреть данный вопрос, так как он 
важен для нашего понимания развития новой религии и нового социального 
характера. 
Основу организации общества составляют два принципа: патрицентрический (или 
патриархальный) и матрицентрический (или матриархальный). И. Баховен и Л.Г.
Морган впервые показали, что при матрицентрическом принципе центральной фигурой 
общества становится любящая мать. Материнский принцип -- это безусловная 
любовь: мать любит своих детей просто потому, что они ее дети, а не потому, что 
они нравятся ей. Материнскую любовь нельзя заслужить хорошим поведением, но 
нельзя и потерять ее, согрешив. Материнская любовь -- это милосердие и 
сострадание (по-древнееврейски "rachamim", корень этого слова "rechem" означает 
"материнская утроба"). 
Отцовская любовь, напротив, обусловлена: ее условиями являются хорошее 
поведение ребенка, его успехи; отец сильнее любит того ребенка, который похож 
на него больше других, кого он хочет сделать наследником своей собственности. 
Любовь отца можно потерять, но ее можно и вновь заслужить раскаянием и 
смирением. Отцовская любовь -- это справедливость. 
Эти два принципа -- женский-материнский и мужской-отцовский -- не только 
соответствуют существованию мужского и женского начал в любом человеке, но и 
выражают свойственную каждому мужчине и женщине потребность в милосердии и 
справедливости. Пожалуй, самым сокровенным желанием человека является 
стремление достичь такого синтеза, в котором два этих полюса (материнство и 
отцовство, женские и мужские начала, милосердие и справедливость, чувство и 
разум, природа и интеллект) не только утратили бы взаимный антагонизм, но и 
дополняли и оттеняли бы друг друга. В* патриархальном обществе такого синтеза 
достичь в полной мере невозможно, однако в Римско-католической церкви в 
какой-то степени он присутствовал. Богоматерь, церковь как все любящая мать, 
папа римский и священники как материнские образы--и все это рука об руку с 
отцовскими элементами строгой патриархальной бюрократии, во главе которой стоял 
тот же папа, но уже как носитель власти и могущества. Этим материнским 
элементам в религиозной системе соответствовало отношение к природе в процессе 
производства: труд крестьянина, а равно и ремесленника, не был враждебен 
природе. Это была кооперация с природой -- не насилие над ней, а ее 
преобразование в соответствии с ее собственными законами. 
Чисто патриархальная форма христианства, опиравшаяся на бюргеров и светских 
князей, была установлена в Северной Европе Лютером. Суть нового социального 
характера заключалась в том, чтобы заслужить любовь и одобрение патриархальной 
власти, а единственным способом сделать это стал труд. 
За фасадом христианской религии возникла новая тайная религия -- 
"индустриальная", укоренившаяся в структуре характера современного общества, но 
"религией" не признаваемая. "Индустриальная религия" несовместима с подлинным 
христианством. Она низводит людей до положения слуг экономики и созданных их же 
руками машин. 
В основу "индустриальной религии" положен новый социальный характер. Его суть 
-- это страх и подчинение могущественной мужской власти, культивирование 
чувства вины за непослушание, разрыв уз человеческой солидарности из-за 
преобладания своекорыстия и взаимного антагонизма. Труд, собственность, прибыль,
 власть "священны" в "индустриальной религии", хотя она и способствует развитию 
индивидуализма и свободы в рамках своих основных принципов. Возможность 
выразить "индустриальную религию" в терминологии христианства появилась с 
превращением христианства в строго патриархальную религию. 
"Рыночный характер" и "Кибернетическая религия"
Чтобы понять характер и тайную религию современного человеческого общества, 
необходимо четко и в полной мере представить себе то изменение социального 
характера, которое произошло за период с начала эры капитализма до второй 
половины XX столетия. Авторитарный, одержимый, накопительский характер, 
развитие которого началось в XVI в. и преобладание которого в структуре 
характера, по крайней мере средних классов общества, продолжалось до конца XIX 
в., постепенно уступал место рыночному характеру. (Смещение различных 
ориентации характера описано мной в книге "Человек как он есть".) 
Я назвал это явление рыночным характером потому, что в этом случае человек 
ощущает себя как товар, а свою стоимость не как "потребительскую", а как 
"меновую". Живое существо становится товаром на "рынке личностей". И на 
товарном рынке и на рынке личностей действует один и тот же принцип определения 
цены, только на первом продаются товары, а на втором -- личности. В. обоих 
случаях цена определяется их меновой стоимостью, для которой потребительская 
стоимость является необходимым, но недостаточным условием. 
И хотя соотношение, с одной стороны, мастерства и человеческих качеств, а с 
другой -- личности бывает различным, все же решающую роль в достиже
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-