|
собственную ориентацию: так, он может
быть "религиозным", но при этом не считать себя таковым или, наоборот, быть
"нерелигиозным" и при этом считать себя, скажем, христианином. У нас нет
специального слова для обозначения эмпирического содержания религии без ее
концептуального и институционального аспектов. Поэтому я использую кавычки,
чтобы обозначить "религиозное" как эмпирическую, субъективную ориентацию
независимо от той концептуальной структуры, в которой выражается
"религиозность" индивида1.
1Тему атеистического религиозного опыта глубже других рассмотрел Эрнст Блох
(1972 г.).
Является ли западный мир христианским?
Исторические книги свидетельствуют, и большинство людей с этим согласны, что
христианизация Европы началась в Римской империи при Константине, а затем, в
VII в., "апостол германцев" Бонифаций и другие обратили в христианство
язычников Северной Европы. Но была ли Европа когда-либо в действительности
христианизирована*}
Обычно на этот вопрос отвечают утвердительно, однако более глубокий анализ
показывает, что христианизация Европы в значительной степени была мистификацией
и в лучшем случае можно иметь в виду лишь ограниченную христианизацию между XII
и XVI веками. В течение же нескольких столетий до и после этого в большинстве
случаев происходили идеологизация и более или менее серьезное подчинение церкви.
Чаще всего эти процессы не производили каких-либо изменений в сердце, за
исключением разве подлинно христианских движений.
Европа начала христианизироваться в эти четыре столетия. Церковники старались
навязать христианские принципы в отношении собственности, цен, оказания помощи
беднякам. Возникло -- главным образом под влиянием мистицизма -- множество
полуеретических сект и лидеров, требовавших возвращения к принципам Христа, в
том числе к осуждению собственности. Решающую роль в этом антиавторитарном
гуманистическом движении сыграл мистицизм, достигший пика у Мейстера Экхарта,
причем среди проповедников и последователей мистических движений стали
выделяться женщины. Многими христианскими мыслителями высказывались идеи
мировой религии или просто недогматического христианства; даже библейская идея
бога была подвергнута сомнению. Эту линию, начатую в XIII в., продолжали в
своей философии и в своих утопиях гуманисты Возрождения, выступавшие как с
теологических, так и с нетеологических позиций. Действительно, между поздним
средневековьем ("средневековым Возрождением") и собственно Ренессансом нет
резкой грани. Для иллюстрации высокого духа позднего Возрождения приведу
обобщающую картину, данную Фридрихом Б. Артцем.
"Великие средневековые мыслители придерживались в социальных вопросах того
мнения, что перед лицом Бога все люди равны и даже самый последний человек
бесконечно ценен. Что же касается экономики, то тут они учили, что работа
должна возвышать человеческое достоинство, а не служить его унижению, что
никого нельзя заставлять действовать против его собственного блага и что
заработная плата и цены должны устанавливаться на принципах справедливости. В
сфере политики они считали, что государство должно быть основано на принципах
морали, закон и отправление правосудия должны быть проникнуты христианскими
идеями справедливости и что взаимоотношения между правителями и управляемыми
должны основываться на взаимных обязательствах. Бог благословляет тех, кто
управляет государством, собственностью и семьей, поэтому их следует всемерно
использовать для -лужения божественным целям. Наконец, средневековый идеал
подразумевал сильную веру в то, что все нации и народы являются частью одного
великого сообщества. Гете говорил: "Превыше народов - человечество", а Эдит
Кэвелл в ночь накануне своей казни в 1916 г. написала на полях своего
экземпляра "Подражания Христу": "Патриотизм -- это еще не все".
Действительно, если бы история Европы продолжалась в духе XII столетия, если бы
в ней медленно, но поступательно развивался дух научного познания и
индивидуализма, то ныне теше положение было бы весьма благоприятным. Однако
разум начал вырождаться в манипулятивный интеллект, а индивидуализм -- в эгоизм.
Короткий период христианизации окончился, и Европа возвратилась к своему
изначальному язычеству.
Несмотря на различия в концепциях веры, все ветви христианства характеризует
один признак -- это вера в Иисуса Христа как спасителя, который отдал свою
жизнь ради любви к ближним. Он был героем любви, героем без власти, который не
прибегал к силе, не хотел ничего иметь. Он был героем бытия, он делился с
людьми, давал им то, что имел. Эти качества глубоко импонировали как римским
беднякам, так и некоторым богачам, задыхавшимся в атмосфере собственного
эгоизма. Иисус взывал к сердцам людей, хотя с точки зрения разума в лучшем
случае его можно считать наивным. Эта вера в героя любви завоевала сотни тысяч
приверженцев; многие из них изменили свою жизнь или сами стали мучениками.
Христианский герой был мучеником, так как, согласно иудаистской традиции,
высший подвиг -- это отдать свою жизнь за бога или за ближнего. Мученик
совершенно противоположен языческому герою, образ которого олицетворяли
греческие и германские герои. Цель последних -- завоевание, победа, разрушение,
грабеж, а итог жизни -- гордость, власть, слава, превосходство в умении убивать
(Августин Блаженный сравнивал историю Древнего Рима с историей шайки
разбойников). Мерилом доблести человека у языческого героя была его способность
достичь власти и удержать ее; в момент победы он с радостью умирал на поле
брани. В "Илиаде" Гомер дал величественное поэтическое описание деяний
прославленных героев -- завоевателей и покорителей. Главное, что характеризует
мученика,-- это быть, отдавать, дели
|
|