|
бразом, что им хочется делать то, что они должны делать. В свою очередь
социальный характер оказывает влияние на социоструктуру общества, действуя при
этом либо как цемент, придающий ей еще большую стабильность, либо, при
определенных обстоятельствах, как готовый взорвать ее динамит.
Социальный характер и социоструктура общества
Взаимоотношения между социальным характером и социоструктурой никогда не бывают
статичными, так как процесс развития обоих элементов бесконечен. Любое
изменение] одного из них влечет за собой изменение другого. Многие]
революционеры полагают, что сначала нужно радикально изменить политическую и
экономическую структуру, а затем, на следующем этапе, почти с необходимостью
изменится и человеческое сознание; следовательно, как только будет создано
новое общество, почти автоматически возникнет и новый человек. Они не понимают,
что новая элита -- но со старым социальным характером -- будет воссоздавать
условия прежнего общества в новых социально-политических институтах,
возникающих в революционное время; что победа революции обернется ее поражением
как революции -- хотя, быть может, и не как исторической фазы развития общества,
проложившей путь к новой социально-экономической структуре, остановившейся в
своем бурном развитии. Хрестоматийным примером является Французская революция и
революция в России. Примечательно, что Ленин, не считавший, что склад характера
человека может оказывать большое влияние на революционные преобразования, резко
изменил свое мнение в последний год жизни, когда отчетливо увидел отрицательные
черты характера Сталина и рекомендовал в своем завещании не делать Сталина его
преемником.
Противоположную позицию занимают те, кто утверждает, что сначала следует
изменить природу человека -- его сознание, ценности, характер -- и затем можно
строить подлинно человеческое общество. История человечества показывает, что и
они неправы. Изменения в психике человека всегда оставались принадлежностью
исключительно частной сферы и ограничивались небольшими островками или же
оказывались совершенно неэффективными, так как проповедь духовных ценностей
сопровождалась на практике реализацией ценностей, прямо противоположных.
Социальный характер и "религиозные потребности"
Кроме функции удовлетворения потребностей общества в определенном типе
характера и обусловленных этим характером потребностей индивида, социальный
характер имеет еще одну важную функцию. Он призван удовлетворять внутренне
присущие человеку религиозные потребности. Слово "религия" используется здесь
не для обозначения системы, воспринимаемой как религия, а для обозначения любой
системы взглядов и действий, которой придерживается какая-либо группа людей и
которая служит схемой ориентации для индивида и объектом его поклонения. В
таком широком смысле слова ни одна культура прошлого или настоящего, да,
вероятно, и будущего, не может рассматриваться как культура без религии.
Приведенное определение "религии" не раскрывает ее специфического содержания.
Люди могут поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам,
невидимому богу, святому или злобному вождю; они могут поклоняться своим
предкам, своему народу, классу или партии, деньгам или успеху. Их религия может
благоприятствовать развитию разрушительных сил или любви, господства или
солидарности; она может способствовать развитию разума или парализовать его. К
такой системе люди могут относиться как к религии и отличать ее от всего
светского, либо они могут считать, что у них вообще нет никакой религии и
рассматривать свою приверженность таким, вроде бы вполне светским целям, как
власть, деньги или успех, исключительно как стремление ко всему практичному и
рациональному. И вопрос не в том, "религия это или нет", а в том, "какова эта
религия": способствует ли она дальнейшему развитию человека, реализации его
человеческих способностей или же препятствует этому.
Если какая-либо конкретная религия действительно мотивирует поведение человека,
то она представляет собой не просто сумму доктрин и верований, она коренится в
специфической структуре характера данного человека и -- так как она является
религией группы людей -- в социальном характере. Таким образом, религиозные
установки -- это одна из составляющих структуры нашего характера, ибо мы -- это
то, чему мы преданы, а то, чему мы преданы, мотивирует наше поведение. Однако
зачастую индивид даже не осознает, что реально является объектом его личного
поклонения, и принимает свои "официальные" представления и взгляды за истинную,
хотя и тайную религию. Например, человек поклоняется власти власти и
проповедует религию любви -- в этом случае религия власти и является его тайной
религией, в то время как его так называемая официальная, например христианская,
религия -- всего лишь идеология.
Религиозная потребность коренится в основных условиях существования
человеческого вида. Мы составляем такой же биологический вид, как и шимпанзе,
лошадь или ласточка. Каждый вид определяется его специфическими анатомическими
и физиологическими признаками. Я считаю, что для человеческого вида, помимо
существующего общепринятого определения в терминах биологии, следует давать
определение также в терминах психологии.
В процессе биологической эволюции животного мира человеческий вид возникает на
стыке двух тенденций развития. Одна из них -- все уменьшающаяся
детерминированность поведения инстинктами (слово "инстинкт" употребляется здесь
не в современном понимани
|
|