|
ю греха и раскаяния" в моей книге "Вы будете как
боги", в которой подробно рассматривается проблема греха).
В заключение можно сделать такой вывод: при ориентации на обладание, а значит,
и при авторитарной структуре грех -- это неповиновение и избавиться от него
можно с помощью раскаяния -> наказания -> нового подчинения; при ориентации на
бытие, при неавторитарной структуре грех -- это отчужденность, и избавлению от
него способствует раскрепощение разума, полнота проявления любви, единение.
Действительно, историю грехопадения можно рассматривать с двух сторон: в ней
есть элементы как авторитарные, так и те, которые помогают освобождению
человека. И все же сами по себе представления о грехе как о неповиновении и
отчуждении диаметрально противоположны.
В ветхозаветной истории о Вавилонской башне, очевидно, содержится та же идея.
Род человеческий достиг единства, символом чего является то, что все народы
говорят на одном языке. Стремясь к власти, страстно желая иметь величайшую
башню, люди разрушили свое единство, стали разъединенными. В каком-то смысле
история Вавилонской башни -- это второе "грехопадение". Событие это осложняется
тем, что бог испугался человеческого единения и, следовательно, обретения
людьми силы. "И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что
начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же и
смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого" (Бытие, XI, 6-7).
Тот же момент имеет место и в истории первого грехопадения: бог испугался силы,
которую могли бы обрести мужчина и женщина, отведав плодов с древа жизни и
древа познания добра и зла.
Страх смерти -- утверждение жизни
Выше уже утверждалось, что неизбежным следствием чувства безопасности, которую
дает то, чем мы владеем, является страх потерять свою собственность. Я бы хотел
развить эту мысль.
Конечно, можно не связывать себя с собственностью, и тогда мы не будем бояться
утратить ее. Что же тогда можно сказать о страхе потерять саму жизнь -- о
страхе смерти? Разве это удел только больных и стариков? Или же все испытывают
страх смерти? Преследует ли нас в течение всей жизни мысль, что нам предстоит
умереть? И не становится ли страх смерти более сильным и более осознанным по
мере того, как мы приближаемся к концу жизни в силу возраста или болезни?
Психоаналитики должны были бы провести широкие систематические исследования
данного феномена, начиная с детского возраста и до глубокой старости, и
проанализировать как бессознательное, так и сознательное проявление страха
смерти. При проведении исследований не следует ограничиваться анализом
отдельных случаев; нужно, используя современные методы психоанализа, изучить
большие группы людей. А так как подобные исследования пока не проводились,
сделаем хотя бы предварительные выводы, основываясь на целом ряде разрозненных
данных.
По-видимому, глубоко укоренившаяся жажда бессмертия, которая проявляется во
многих нацеленных на сохранение человеческой плоти ритуалах и верованиях,
является самым существенным фактом. С другой стороны, современная сугубо
американская форма отрицания смерти посредством "приукрашивания" тела
свидетельствует о попытках подавить страх смерти элементарным камуфляжем.
Будда, Иисус, стоики и Мейстер Экхарт учат, что есть только один способ
подавить страх смерти -- это не цепляться за жизнь, не относиться к жизни как к
собственности. В сущности, страх смерти -- это не совсем то, что нам кажется,
это не страх, что жизнь окончится. Как говорил Эпикур, смерть не имеет к нам
никакого отношения, так как "когда мы есть, смерти еще нет, а когда смерть
наступает, то нас уже нет" (Диоген Лаэртский). Конечно, можно бояться страданий
и боли, которые предшествуют смерти, но эта боязнь отличается от страха смерти.
В таком случае страх смерти мог бы показаться иррациональным, однако дело
обстоит иначе, .если относиться к жизни как к собственности. И тогда этот страх
становится уже не страхом смерти, а страхом потерять то, что я имею: свое тело,
свое "я", свою собственность и свою идентичность; это -- страх "потерять себя",
столкнуться с бездной, имя которой -- небытие.
Поскольку мы руководствуемся в жизни принципом обладания, то мы должны бояться
смерти. Избавить нас от этого страха не способно ни одно рациональное
объяснение. Но даже в смертный час страх может быть ослаблен, если воскресить
чувство привязанности к жизни, откликнуться на любовь окружающих ответным
порывом любви. Исчезновение страха смерти начинается не с подготовки к смерти,
а с постоянных усилий уменьшить начало обладания и увеличить начало бытия.
Спиноза говорил: мудрый думает о жизни, а не о смерти.
Советы о том, как умереть,-- это фактически советы о том, как жить. И чем более
мы сумеем освободиться от жажды наживы во всех ее формах и особенно от
приверженности к собственному "я", тем страх смерти будет слабее -- ведь тогда
нам нечего терять1.
1Я обсуждаю здесь лишь страх смерти как таковой, не затрагивая неразрешимой
проблемы боли, которую причиняет сама мысль о том, как наша смерть отразится на
тех, кто нас любит.
Здесь и сейчас -- прошлое и будущее
Бытие характеризуется категорией "здесь и сейчас" (hie et nunc); для обладания
характерны временные категории "в прошлом, настоящем и будущем".
При ориентации на обладание для нас важно то, что мы накопили в прошлом, деньги,
земля, слава, социальное положение, знания, дети, воспоминания. Мы думаем о
прошлом и наши чувства -- это воспоминания о прошлых чувствах (или о том, что
мы принимаем за таковые). (В этом заключается сущность сентиментальности.) Мы
суть прошлое, и мы можем сказать: "Я -- это то, чем я был".
Будущее -- это предвосхищение того, что станет прошлым. И при установке на
обладание оно воспринимается как прошлое, что можно выразить словами: "У него
(нее) есть будущее". Подразумевается, что этот человек будет обладать многими
вещами, которых сейчас у него нет. Реклама компании Форда: "В будущем Вас ждет
Форд" обещает, что вы б
|
|