Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Иметь или Быть?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
ило бы еще на одну книгу. В самой общей 
форме суть данной проблемы сформулирована Д.О. Хеббом: единственная проблема 
поведения состоит в том, чтобы объяснить отсутствие активности, а не активность.
 Приведем данные, которые подтверждают этот общий тезис1. 
 
1Некоторые из этих данных уже рассмотрены мною в книге "Анатомия человеческой 
деструктивности". 
 
1. Поведение животных. Из экспериментов и непосредственных наблюдений следует, 
что многие виды с удовольствием выполняют трудные задания даже тогда, когда не 
получают за это никакого материального вознаграждения. 
2. Результаты нейрофизиологических экспериментов, свидетельствующие об 
активности нервных клеток. 
3. Поведение детей. В недавних исследованиях у младенцев была обнаружена 
способность и даже потребность активно реагировать на сложные стимулы. Это 
открытие противоречит предположению Фрейда, будто ребенок воспринимает внешние 
стимулы лишь как угрозу и мобилизует свою агрессивность, чтобы устранить эту 
угрозу. 
4. Поведение в процессе обучения. Многочисленные исследования показывают, что 
дети и подростки ленивы в тех случаях, когда изучаемый материал преподносится 
им в сухой и скучной форме,-- это не вызывает у них настоящего интереса; если 
же принуждение и скука отсутствуют и материал преподносится в живой и 
интересной форме, они становятся необычайно активными и инициативными. 
5. Поведение в процессе работы. Как показал классический эксперимент Э.Мэйо, 
даже скучная сама по себе работа может стать интересной, если рабочие знают, 
что участвуют в эксперименте, который проводит энергичный и одаренный человек,
-- это пробуждает их любопытство и вызывает интерес к участию в этом 
эксперименте. Опыт ряда заводов в Европе и Соединенных Штатах также 
подтверждает это. Для предпринимателей стереотипом рабочих являются люди, вовсе 
не заинтересованные в том, чтобы активно участвовать в деятельности 
предприятия; они хотят лишь одного -- повышения заработной платы, значит, 
участие в прибылях может быть побудительным мотивом для увеличения 
производительности труда, но не для более активного участия в работе 
предприятия. Пусть предприниматели и правы в отношении предлагаемых ими методов 
работы, но опыт -- достаточно убедительный для большого числа предпринимателей 
показал, что если созданы такие условия работы, которые дают возможность 
рабочим проявлять активность, ответственность и осведомленность, то те, кто 
прежде не испытывал интереса к своей работе, в значительной степени изменяют 
свое отношение к ней и проявляют удивительную изобретательность, активность и 
воображение, получая при этом большое удовлетворение1. 
 
1Майкл Маккоби в своей книге "The Gamesmen: The New Corporate Leaders", которую 
я имел возможность прочесть еще в рукописи, упоминает некоторые последние 
демократические проекты участия, в особенности свои собственные исследования по 
"Проекту Боливара". 
 
6. Многочисленные данные из сферы социальной и политической жизни. Существует 
представление, что люди не хотят приносить жертвы,-- это неверно. Так, когда 
Черчилль в начале второй мировой войны заявил, что ему приходится требовать от 
своих соотечественников крови, пота, слез, он их 
не пугал -- он взывал к высокому чувству жертвовать собой, приносить жертвы. 
Реакция англичан -- впрочем, такая же, как немцев и русских -- на тотальные 
бомбардировки населенных пунктов свидетельствует, что общее страдание не 
сломило их дух; оно усилило их сопротивление и доказало, что неправы были те, 
кто считал, будто ужас бомбежек может деморализовать противника и ускорить 
окончание войны. 
Однако весьма прискорбно, что готовность людей жертвовать собой проявляется не 
столько в мирной жизни, сколько во время войны и страданий; периоды мира, 
по-видимому, способствуют главным образом развитию эгоизма. К счастью, ситуации,
 когда в поведении человека выражается стремление к солидарности и 
самопожертвованию, возникают и в мирное время. Одним из примеров такого 
поведения, в котором отсутствует насилие, могут служить забастовки рабочих, 
особенно в период перед первой мировой войной. Рабочие боролись за повышение 
заработной платы, подвергаясь риску и суровым испытаниям, но в то же время они 
желали отстоять свое достоинство, получая удовлетворение от ощущения 
человеческой солидарности. Забастовка была одновременно и идейным, и 
экономическим явлением. И в наши дни происходят такие забастовки, в большинстве 
из них выдвигаются экономические требования, хотя в последнее время участились 
выступления рабочих с целью добиться улучшения условий труда. 
У представителей таких профессий, как сиделки, медсестры, врачи, а также среди 
монахов и монахинь, все еще можно встретить такие качества, как потребность 
отдавать, делиться с другими, готовность жертвовать собой ради других. Многие 
из этих людей, если не большинство, лишь на словах признают помощь и 
самопожертвование как свое назначение; однако характер значительного числа этих 
специалистов соответствует тем ценностям, которые являются для них 
приоритетными. То, что подобные потребности присущи людям, находило 
подтверждение в разные исторические периоды при создании многочисленных коммун 
-- религиозных, социалистических, гуманистических. Такое же желание отдавать 
себя другим проявляют доноры, добровольно (и безвозмездно) сдающие свою кровь, 
а также люди, которые в различных ситуациях рискуют своей жизнью ради спасения 
других. Стремление посвятить себя другому человеку мы находим у людей, 
способных по-настоящему любить. "Фальшивая любовь", т.е. взаимное 
удовлетворение собственнических устремлений, делающ
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-