|
з форм бездеятельности, было для него бессмысленным. Аристотель
считал созерцательную жизнь деятельностью самой лучшей нашей составляющей --
ума, интеллектуальной интуиции. Раб может испытывать телесные удовольствия так
же, как и свободный человек. Но eudaimonia, "счастье", состоит не в
удовольствиях, а в деятельностях сообразно добродетели [Аристотель. Никомахова
этика, 1177а, 2 и сл. ].
Фома Аквинский, как и Аристотель, также занимал позицию, отличающуюся от
современного понимания активности. И для него жизнь, посвященная внутреннему
созерцанию и духовному познанию, vita contemplativa, есть наивысшая форма
человеческой активности. Он признавал, что повседневная жизнь, vita activa,
обычного человека также имеет ценность и ведет к блаженству (beatitudo), но при
условии -- и эта оговорка имеет решающее значение, -- что цель, на которую
направлена активность человека, есть блаженство и что этот человек способен
контролировать свои страсти и свою плоть [Thomas Aquinas. Summa, 2 -- 2: 182,
183; 1 -- 2: 4, 6].
Если позиция Фомы Аквинского представляет собой определенный компромисс,
неизвестный автор "Облака неведения", современник Мейстера Экхарта, совсем не
признает ценности активной жизни; Экхарт же, наоборот, высказывается в ее
пользу. Но это противоречие не имеет существенного значения, как может
показаться, так как все согласны с тем, что активность "полезна и благотворна"
лишь тогда, когда она выражает высшие этические и духовные потребности. Поэтому
для всех этих мыслителей простая занятость, т. е. активность, не связанная с
духовной жизнью, должна быть отвергнута1.
Как личность и как мыслитель Спиноза воплотил в себе дух и ценности того
времени, в которое жил Экхарт, т. е. примерно за четыре века до него. Но он
также весьма проницательно отметил те изменения, которые за этот период
произошли в обществе и в человеке. Он был основателем современной научной
психологии, одним из первооткрывателей бессознательного, и его богатая научная
интуиция позволила ему дать более систематический и точный анализ различия
между активностью и пассивностью, чем это смогли сделать его предшественники.
В своей книге "Этика" Спиноза проводит различие между активностью и
пассивностью (действием и страданием) как между двумя основными видами
деятельности ума. Первый критерий действия состоит в том, что оно вытекает из
человеческой природы: "Я говорю, что мы действуем (активны), когда в нас или
вне нас происходит что-нибудь такое, для чего мы являемся адекватной причиной,
т. е.... когда из нашей природы происходит что-либо в нас или вне нас, что
может быть понято ясно и отчетливо только через нее одну. Наоборот, я говорю,
что мы страдаем (пассивны), если в нас происходит или из нашей природы вытекает
что-либо такое, чего мы сами составляем только частную причину" ["Этика", ч. 3,
опр. 2].
1 Глубже проникнуть в суть проблемы созерцательной и активной жизни можно при
помощи работ В. Ланге (1969), Н. Лобковича (1967) и Д. Мита (1971).
Приведенные рассуждения трудны для современного читателя, который привык
считать, что термин "человеческая природа" не соответствует никаким очевидным
эмпирическим данным. Но это было не так и для Спинозы, и для Аристотеля -- как
и для некоторых современных нейрофизиологов, биологов и психологов. По мнению
Спинозы, человеческая природа столь же характерна для человеческих существ, как
лошадиная природа -- для лошадей. Более того, согласно Спинозе, добродетель или
порок, успех или неудача, благоденствие или страдание, активность или
пассивность зависят от того, в какой степени личности удается достичь
оптимальной реализации своей человеческой природы. Наша свобода и наше счастье
тем полнее, чем больше мы приближаемся к модели человеческой природы.
В модели человеческих существ, созданной Спинозой, атрибут активности неотделим
от другого атрибута -- разума. Поскольку мы действуем в соответствии с
условиями нашего существования и осознаем эти условия как реальные и
необходимые, то мы знаем правду о самих себе. "Душа наша в некоторых отношениях
является активной, в других -- пассивной, а именно: поскольку она имеет
адекватные идеи, сна необходимо активна, поскольку же имеет идеи неадекватные,
она необходимо пассивна" ["Этика", ч. 3, теор. 1].
Желания могут быть активными и пассивными (actiones и passiones). Активные
связаны с условиями нашего существования (естественными, а не патологически
искаженными); пассивные вызывают внутренние или внешние искаженные условия.
Активные существуют постольку, поскольку мы свободны; пассивные возникают под
влиянием внутренней или внешней силы. Все "активные аффекты" необходимо хороши;
"страсти" же могут быть хорошими или дурными. Согласно Спинозе, активность,
разум, свобода, благоденствие, радость и самосовершенствование неразрывно
связаны -- так же, как связаны между собой пассивность, иррациональность,
зависимость, печаль, бессилие и противоречащие потребностям человеческой
природы стремления ["Этика", ч. 4, теор. 40, 42, прибавл. II, III, V].
Чтобы полностью понять идеи Спинозы о страстях души и пассивности, рассмотрим
последний -- и более созвучный современности -- вывод из его рассуждений: того,
кто поддается иррациональным страстям, неизбежно ожидает психическое
заболевание. Наши свобода, сила, разум, счастье, а также психическое здоровье
зависят от степени нашего оптимального развития; если же нам не удается достичь
этой цели, мы несвободны, слабы, недостаточно разумны и подавлены. По моему
мнению, Спиноза был первым из современных мыслителей, кто постулировал, что
психическое здоровье и психические заболевания являются результатом,
соответственно, правильного или неправильного образа жизни.
Итак, для Спинозы психическое здоровье -- это, в конечном счете, свидетельство
правильного образа жизни, а психическая болезнь -- симптом неумения жить в
со
|
|