Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Иметь или Быть?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
считал особую стадию -- развитие либидо, а вторичным -- формирование характера 
(хотя, по моему мнению, характер -- это продукт межличностного общения в раннем 
детстве и прежде всего продукт способствующих его формированию социальных 
условий. Важно то, что Фрейд считал, что преобладающая ориентация на 
собственность возникает в период, предшествующий достижению полной зрелости, и 
является патологической в том случае, если она остается постоянной. 
Следовательно, для Фрейда личность, интересы которой ориентированы 
исключительно на обладание и владение,-- это невротическая, больная личность; 
отсюда можно сделать вывод, что если большинство членов общества имеют анальный 
характер, то такое общество является больным. 
Аскетизм и равенство
Центральное место многих дискуссий на моральные и политические темы занимает 
вопрос: "иметь или не иметь?" На морально-религиозном уровне этот вопрос 
означает альтернативу: аскетический или неаскетический образ жизни, причем 
последний предполагает и продуктивное наслаждение, и неограниченное 
удовольствие. Эта альтернатива почти теряет смысл, если акцент делается не на 
единичном акте поведения, а на лежащей в его основе установке. При аскетическом 
поведении человек постоянно поглощен заботой о том, чтобы не наслаждаться, 
поэтому такое поведение может быть всего лишь отказом от сильных желаний 
обладания и потребления. У аскета эти желания могут быть подавлены, однако сама 
попытка подавить стремление к обладанию и потреблению может сделать личность в 
равной степени озабоченной желанием обладать и потреблять. Данные психоанализа 
свидетельствуют, что такой отказ посредством сверхкомпенсации встречается 
весьма часто. Это и подавление своих деструктивных влечений фанатичными 
вегетарианцами, и подавление своих агрессивных импульсов фанатичными 
противниками аборта, и подавление своих "греховных" побуждений фанатичными 
поборниками "добродетели". Во всех этих случаях имеет значение не определенное 
убежденное как таковое, а фанатизм, который его поддерживает. И как всегда, 
когда мы сталкиваемся с фанатизмом, возникает подозрение, что он служит лишь 
ширмой, за которой скрываются другие, как правило, противоположные влечения. 
Столь же ложной является альтернатива "неограниченное неравенство или 
абсолютное равенство доходов" в экономической и политической сферах. Если 
собственность каждого является функциональной и личной, то тот факт, что один 
имеет больше, чем другой, не представляет социальной проблемы: между людьми не 
возникает зависти, так как собственность не имеет существенного значения. В то 
же время те, кто выступает за равенство и ратуют за то, чтобы доля каждого в 
точности равнялась доле любого другого человека, тем самым показывают, что их 
собственная ориентация на обладание столь же сильна, хотя они и пытаются 
отрицать ее путем демонстрации своей приверженности идее полного равенства. За 
этой приверженностью просматривается истинная мотивация их поведения -- зависть.
 Те, кто требуют, чтобы никто не имел больше, чем другие, таким способом 
защищают самих себя от зависти, которую они стали бы испытывать, если бы 
кто-нибудь другой имел что-нибудь хоть на унцию больше, чем они сами. Важно то, 
чтобы не было ни роскоши, ни нищеты; однако равенство не должно сводиться к 
количественному уравниванию в распределении всех материальных благ; равенство 
означает, что разница доходов не должна превышать определенного уровня, 
обусловливающего различный образ жизни для разных социальных групп. Маркс 
подчеркивал это в своих "Экономическо-философских рукописях", рассуждая о 
"грубом коммунизме", "отрицающем повсюду личность человека"; такой тип 
коммунизма "есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее 
из представления о некоем минимуме" (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 
114-115). 
Экзистенциальное обладание
Для более полной характеристики описываемого в данной работе принципа обладания 
следует сделать одно уточнение и рассмотреть функцию экзистенциального 
обладания. Для существования людей и их выживания необходимо, чтобы они имели и 
сохраняли определенные вещи, заботились о них и пользовались ими. Это относится 
к нашему телу, пище, жилищу, одежде, а также требующимся для удовлетворения 
наших потребностей орудиям производства. Такое обладание можно назвать 
экзистенциальным, потому что оно коренится в самих условиях существования 
человека. Оно представляет собой рационально обусловленное стремление к 
самосохранению, в отличие от характерологического обладания -- страстного 
желания удержать и сохранить, о котором шла речь до сих пор и которое не 
является врожденным, а возникло в результате воздействия социальных условий на 
биологически заданный человеческий вид. 
Если экзистенциальное обладание не вступает в конфликт с бытием, то 
характерологическое вступает в такой конфликт с необходимостью. Даже те, кого 
называют "справедливыми" и "праведными", должны иметь желание экзистенциального 
обладания, поскольку они люди, в то время как средний человек желает обладать и 
в экзистенциальном и в характерологическом смысле (см. обсуждение 
экзистенциальной и характерологической дихотомий в моей книге "Человек как он 
есть"). 
 
Глава V
Что такое модус бытия?
В нашей культуре модус обладания встречается гораздо чаще, чем модус бытия, и 
поэтому большинство людей о первом знают больше, чем о втором. Однако не только 
данный факт, но и сама природа различия между этими двумя способами 
существования затрудняет определение модуса бытия по сравнению с модусом 
обладания. 
Обладание относится к вещам -- они стабильны и поддаются описанию; бытие же 
относится к человеческому опыту, который в принципе описать невозможно. 
Полностью поддается описанию лишь наша persona -- маска, которую носит каждый 
из нас, "я", которое мы представляем, -- так как эта persona есть вещь. Живое 
же человеческое существо -- это не мертвый, застывший образ и потому не может 
быть описано как вещь. Фактически живое человеческое сущ
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-