|
XVII и XVIII вв. Эта
концепция возникла с легкостью во времена, когда слово "польза" перестало
означать "польза для души", а приобрело значение "материальной, денежной
выгоды". Это произошло в тот период, когда буржуазия не только освободилась от
политических оков, но и сбросила все цепи любви и солидарности и начала
исповедовать веру, что существование только для самого себя означает не что
иное, как быть самим собой. Для Гоббса счастье -- это непрерывное движение от
одного страстного желания (cupiditas) к другому; Ламетри рекомендует даже
употребление наркотиков, так как они создают иллюзию счастья; де Сад считает
законным удовлетворение жестоких импульсов именно потому, что они существуют и
требуют удовлетворения. Эти мыслители жили в эпоху окончательной победы
буржуазии, и то, что представляло собой далекий от философии образ жизни
аристократов, стало для них теорией и практикой.
Начиная с XVIII в. возникло много этических теорий: одни из них были более
разработанными формами гедонизма, например утилитаризм, другие -- строго
антигедонистическими системами -- теории Канта, Маркса, Торо и Швейцера. Однако
в нашу эпоху, т.е. после окончания первой мировой войны, наблюдается возврат
теории и практики радикального гедонизма. Стремление к безграничным
наслаждениям вступает в противоречие с идеалом дисциплинированного труда,
аналогично противоречию между этикой одержимости работой и желанием полного
безделья в свободное от работы время. Бесконечный конвейер и бюрократическая
рутина, с одной стороны, телевидение, автомобиль и секс -- с другой, делают
возможным это противоречивое сочетание. Одна лишь одержимость работой, как и
полное безделье, свели бы людей с ума. Сочетание же их друг с другом вполне
позволяет жить. Кроме того, обе эти противоречивые установки соответствуют
экономической необходимости: капитализм XX в. базируется как на максимальном
потреблении производимых товаров и предлагаемых услуг, так и на доведенном до
автоматизма коллективном труде.
Принимая во внимание человеческую природу, можно сделать теоретический вывод,
что радикальный гедонизм не может привести к счастью. Но и без теоретического
анализа наблюдаемые факты с очевидностью свидетельствуют о том, что наш способ
"поисков счастья" не приводит к благоденствию. Наше общество состоит из
заведомо несчастных людей -- одиноких, вечно тревожащихся и унылых, способных
только к разрушению, постоянно ощущающих свою зависимость и радующихся, если им
удалось как-то убить время, которое они постоянно стремятся сэкономить.
Может ли достижение наслаждения (как пассивный аффект в противоположность
активному -- благоденствию и радости) быть удовлетворительным ответом на
проблему существования человека -- вот вопрос, который решает наше время --
время величайшего социального эксперимента. Впервые в истории удовлетворение
потребности в наслаждении не является привилегией меньшинства, а становится
доступным для все большей части населения. В индустриальных странах данный
эксперимент уже дал отрицательный ответ на поставленный вопрос.
Еще одно психологическое утверждение индустриального века, заключающееся в том,
что индивидуальные эгоистические устремления ведут к росту благосостояния
каждого, а также к гармонии и миру, тоже не выдерживает критики с теоретической
точки зрения, наблюдаемые факты подтверждают его несостоятельность. И все же
этот принцип, отрицавшийся только одним из великих представителей классической
политэкономии -- Давидом Рикардо, следует считать справедливым. Если человек
эгоист, то это проявляется не только в его поведении, но и в его характере. Это
значит: хотеть всего для себя; получать удовольствие от обладания самому и не
делиться с другими; быть жадным, потому что, если целью является обладание, то
индивид тем больше значит, чем больше имеет; испытывать антагонизм к другим
людям -- к покупателям, которых надо обмануть, к конкурентам, которых следует
разорить, к своим рабочим, которых необходимо эксплуатировать. Эгоист никогда
не может быть удовлетворенным, так как его желания бесконечны; он должен
завидовать тем, кто имеет больше, и бояться тех, кто имеет меньше. Но он
вынужден скрывать свои чувства, чтобы изображать из себя (как перед другими,
так и перед самим собой) улыбающегося, разумного, искреннего и доброго человека,
каким старается казаться каждый.
Стремление неограниченного обладания с неизбежностью ведет к классовой войне.
Утверждение коммунистов о том, что в бесклассовом обществе не будет классовой
борьбы, несостоятельно, ибо целью коммунистической системы является
осуществление принципа неограниченного потребления. Но поскольку все хотят
иметь больше, то образование классов неизбежно, а значит, неизбежна и классовая
борьба, а в глобальном масштабе -- война между народами. Алчность и мир
исключают друг друга.
Коренные изменения, произошедшие в XVIII в., и вызвали к жизни такие
руководящие принципы экономического поведения, как радикальный гедонизм и
безграничный эгоизм. В средневековом обществе, как и в других высокоразвитых и
примитивных обществах, экономическое поведение определялось этическими
принципами. Для теологов-схоластов экономические категории "цена" и "частная
собственность" были понятиями нравственной теологии. И если даже теологи с
помощью найденных ими формулировок приспособили свой моральный кодекс к новым
экономическим требованиям (например, определение Фомы Аквинского понятия
"справедливая цена"), то экономическое поведение все же оставалось человеческим
и, следовательно, соответствовало нормам гуманистической этики. Однако
капитализм XVIII в. в несколько этапов претерпел радикальные изменения:
экономическое поведение отделилось от этики и человеческих ценностей.
Предполагалось, что экономическая система функционирует сама по себе, в
соответствии со своими собственными законами, независимо от потребностей и воли
человека. Разорение все большего числа мелких предприятий в интересах роста все
более крупных
|
|