|
незавидная судьба фанатиков, обуреваемых жаждой разрушения. Тем не менее не все,
кто начинали с великими надеждами, пришли к разочарованию. К сожалению, число
таких людей не поддается определению. Насколько мне известно, сколько-нибудь
достоверных статистических данных или обоснованных оценок нет, но даже если бы
они были, все равно дать точную характеристику этих индивидов едва ли возможно.
Сегодня миллионы людей в Америке и Европе обращают свой взор к традициям
прошлого и пытаются найти учителей, которые наставили бы их на правильный путь.
Однако доктрины этих "учителей" в большинстве случаев либо являются чистым
надувательством, либо искажаются атмосферой общественной шумихи, либо
смешиваются с деловыми и престижными интересами самих "наставников". Некоторым
людям все же удается извлечь определенную пользу из предлагаемых ими методов,
несмотря даже на обман, другие же прибегают к ним, не ставя перед собой цель
радикально изменить свой внутренний мир. Но лишь с помощью тщательного
количественного и качественного анализа неофитов можно было бы установить их
число в каждой из этих групп.
По моей оценке, число молодых людей (а также людей старшего возраста),
действительно желающих изменить свой образ жизни и заменить установку на
обладание установкой на бытие, отнюдь не сводится к немногим отдельным
индивидам. Я полагаю, что множество индивидов и групп стремятся к тому, чтобы
быть, выражая тем самым новую тенденцию к преодолению свойственной большинству
ориентации на обладание, и именно они являют собой пример исторического
значения. Уже не впервые в истории меньшинство указывает путь, по которому
пойдет дальнейшее развитие человечества. Тот факт, что такое меньшинство
существует, вселяет надежду на общее изменение установки на обладание в пользу
бытия. Эта надежда подкрепляется факторами, которые и обусловили возможность
возникновения этих новых установок -- ими являются такие едва ли обратимые
исторические перемены, как крах патриархального господства над женщиной и
родительской власти над детьми. И так как политическая революция XX в. --
русская революция -- потерпела неудачу (окончательные итоги китайской революции
еще рано подводить), то единственными победоносными революциями нашего века,
хоть и не вышедшими еще из начальной стадии, можно считать революции женщин и
детей, а также сексуальную революцию. Их принципы уже проникли в сознание
огромного множества людей, и в их свете прежняя идеология представляется с
каждым днем все более нелепой.
Природа обладания
Природа обладания обусловлена природой частной собственности. При таком способе
существования самое важное -- это приобретение собственности и неограниченное
право сохранять все, что приобретено. Модус обладания исключает все другие; он
не требует от человека приложения каких-нибудь усилий с целью сохранения своей
собственности или продуктивного пользования ею. В буддизме такое поведение
называется "ненасытностью", а в иудаизме и христианстве -- "алчностью"; оно
превращает всех и вся в нечто безжизненное, подчиняющееся чужой власти.
Утверждение "Я обладаю чем-то" означает связь между субъектом "Я" (или "он",
"мы", "вы", "они") и объектом "О". При этом подразумевается, что и субъект, и
объект постоянны. Однако присуще ли это постоянство субъекту или объекту? Ведь
я когда-то умру; я могу утратить свое положение в обществе, которое гарантирует
мне обладание чем-то. Объект столь же непостоянен: он может сломаться,
потеряться или утратить свою ценность. Представления о неизменном обладании
чем-либо возникают благодаря иллюзии постоянства и неразрушимости материи. И
хотя мне кажется, что я обладаю всем, в действительности я не обладаю ничем,
так как мое владение объектом и власть над ним -- лишь преходящий миг в
жизненном процессе.
В конечном счете утверждение "Я [субъект] обладаю О [объектом]" равносильно
определению "Я" через мое обладание "О". Субъект -- это не "я как таковой", а
"я как то, чем я обладаю". Меня и мою индивидуальность создает моя
собственность. Утверждение "Я есть Я" имеет подтекст "Я есть Я, поскольку Я
обладаю X", где X -- это все естественные объекты и живые существа, с которыми
я соотношу себя через мое право управлять ими и делать их своей постоянной
принадлежностью.
При ориентации на обладание живая связь между мной и тем, чем я владею,
отсутствует. И я, и объект моего обладания уподобились вещам, и я обладаю
объектом, поскольку я имею силу, чтобы сделать его моим. Но существует и
обратная связь: объект обладает мной, другими словами, психическое здоровье
основано на моем обладании объектом (и Как можно большим числом вещей).
Подобный способ существования устанавливается не посредством живого,
продуктивного процесса между субъектом и объектом -- он превращает и того, и
другого в вещи. Связь между ними не животворна, а смертоносна.
Обладание -- Сила -- Бунт
Все живые существа стремятся расти в соответствии со своей собственной природой.
Поэтому мы и сопротивляемся любой попытке помешать нам развиваться так, как
диктует наше внутреннее строение. Для подавления этого сопротивления -- не
имеет значения, осознаем ли мы его или нет -- требуется физическое или
умственное усилие. Неодушевленные предметы способны в разной степени оказывать
сопротивление воздействию на их физическое строение благодаря связующей энергии
атомной и молекулярной структур, но они не в состоянии воспрепятствовать тому,
чтобы их использовали. Применение гетерономной силы к живым существам (т. е.
силы, воздействующей в направлении, противоположном их структуре и пагубном для
ее развития) вызывает у них сопротивление, которое может принимать любые формы
-- от открытого, действенного, прямого, активного до непрямого, бесполезного и
весьма часто бессознательного.
Свободное, спонтанное выражение желаний младенца, ребенка, подростка и, наконец,
взрослого человека, их жажда знаний и истины, их потребность в любви -- все
это подвергается различным ограничениям.
Взрослеющий человек вынужден отказаться от большей час
|
|