|
обиля увеличивает возможности заключения "выгодных сделок" -- извлечения
прибыли путем обмена. К этому весьма склонны сегодня как мужчины, так и женщины.
Четвертый фактор, имеющий большое значение,-- это потребность в новых стимулах,
так как старые очень скоро исчерпывают себя и • теряют привлекательность.
Рассматривая проблему стимулов в своей книге "Анатомия человеческой
деструктивности", я проводил различие между стимулами, "повышающими активность",
и стимулами, "усиливающими пассивность", и предложил следующую формулировку:
"Чем больше стимул способствует пассивности, тем чаще должна изменяться его
интенсивность и (или) его вид; чем больше он способствует активности, тем
дольше сохраняется его стимулирующее свойство и тем меньше необходимо изменять
его активность и содержание". Пятый и самый важный фактор состоит в изменении
социального характера, которое произошло за последнее столетие,--
"накопительский" характер превратился в "рыночный". И хотя это превращение и не
свело на нет ориентаиию на обладание, оно привело к ее серьезнейшей модификации.
(Развитие от "накопительского" к "рыночному" характеру подробно рассмотрено в
гл. VII.)
Собственнические чувства проявляются и в отношениях к другим людям -- врачам,
дантистам, юристам, начальникам, подчиненным; например, говорят: "мой врач",
"мой дантист", "мои рабочие" и т. д. Однако собственническая установка
направлена не только на другие человеческие существа, но и на множество
различных предметов и даже чувств. Рассмотрим, например, здоровье и болезнь.
Говоря с кем-либо о своем здоровье, люди рассуждают о нем, как собственники,
упоминая о своих болезнях, своих операциях, своих курсах лечения -- своих
диетах и своих лекарствах. Они явно рассматривают здоровье и болезнь как свою
собственность. Собственническое отношение человека к своему скверному здоровью,
пожалуй, можно сравнить с отношением акционера к своим акциям, когда последние
теряют часть своей первоначальной стоимости из-за катастрофического падения
курса на бирже.
Собственностью могут считать идеи, убеждения и даже привычки. Так, человек,
привыкший съедать каждое утро в одно и то же время один и тот же завтрак,
вполне может быть выбит из колеи даже незначительным отклонением от привычного
ритуала, так как эта привычка стала его собственностью и потеря ее угрожает его
безопасности.
Приведенное описание универсальности принципа обладания многим читателям может
показаться слишком негативным и односторонним, но в действительности дело
обстоит именно так. Я хотел показать преобладающую у людей установку прежде
всего с целью представить как можно более четкую и ясную картину того, что
происходит в обществе. Однако есть одно обстоятельство, которое может некоторым
образом выровнять эту картину,-- это все более широко распространяющаяся среди
молодежи установка, в корне отличающаяся от взглядов большинства членов
общества старшего поколения. У молодых людей мы находим такие типы потребления,
которые представляют собой не скрытые формы приобретения и обладания, а
проявление неподдельной радости от того, что человек поступает так, как ему
хочется, не ожидая получить взамен что-либо "прочное и основательное". Эти
молодые люди совершают дальние путешествия, при этом часто испытывая трудности
и невзгоды, чтобы послушать нравящуюся им музыку, или своими глазами увидеть те
места, где им хочется побывать, или встретиться с теми, кого им хочется
повидать. В данном случае мы не задаемся вопросом о том, являются ли
преследуемые ими цели столь значительными, как им это представляется. Даже если
им недостает серьезности, целеустремленности и подготовки, эти молодые люди
осмеливаются быть, и при этом их не интересует, что они могут получить взамен
или сохранить у себя. Они кажутся более искренними, чем старшее поколение, хотя
часто они довольно наивны в вопросах политики и философии. Они не заняты
постоянной лакировкой своего "я", чтобы стать "предметом повышенного спроса".
Они не прячут свое лицо под маской постоянной -- вольной или невольной -- лжи.
В отличие от большинства они не тратят свою энергию на подавление истины.
Зачастую они поражают старших своей честностью, поскольку старшие втайне
восхищаются теми, кто решается смотреть правде в глаза. Эти молодые люди
нередко образуют различные группировки политического и религиозного характера,
но их большая часть, как правило, не имеют определенной идеологии или доктрины
и утверждают лишь, что они просто "ищут себя". И хотя им и не удается найти ни
себя, ни цели, которая определяет направление жизни и придает ей смысл, но все
же их занимают поиски способа быть самими собой, а не обладать и потреблять.
Описанное позитивное обстоятельство необходимо, однако, несколько уточнить.
Многие из тех же молодых людей (а их число с конца шестидесятых годов
продолжает явно уменьшаться) так и не поднялись со ступени свободы от на
ступень свободы для. Они просто протестовали, даже не стремясь найти ту цель, к
которой нужно продвигаться, а лишь желая освободиться от всяческих ограничений
и зависимостей. Их лозунгом, как и у их родителей -- буржуа, было: "Все новое
прекрасно!", и у них развилось почти болезненное отвращение ко всем без разбора
традициям, в том числе и к идеям величайших умов человечества. Впав в своего
рода наивный нарциссизм, они возомнили, что сами в состоянии открыть все то,
что имеет какую-либо ценность. В сущности, их идеал заключался в том, чтобы
снова стать детьми, и некоторые авторы, например Маркузе, подбросили им
устраивающую их идеологию, согласно которой не переход к зрелости, а
возвращение в детство и есть конечная цель революции и социализма. Их счастье
продолжалось, пока они были достаточно молоды, чтобы пребывать в состоянии
эйфории; затем для многих этот период окончился жестоким разочарованием, не дав
им никаких твердых убеждений и не сформировав у них никакого внутреннего
стержня. В конечном счете удел многих из них -- разочарование и апатия или ж
|
|