|
ебя полновластными хозяевами своих жен,
детей, домашних животных или скота. Для мужчины в патриархальном обществе
большое число детей -- единственный способ владеть людьми без необходимости
зарабатывать право на эту собственность, к тому же не требующий больших
капиталовложений. Поскольку вся тяжесть рождения ребенка ложится на женщину, то
едва ли можно отрицать, что произведение на свет детей в патриархальном
обществе является результатом грубой эксплуатации женщин. Но для матерей
малолетние дети -- тоже вид собственности. Таким образом, круг бесконечен и
порочен: муж эксплуатирует жену, жена -- маленьких детей, а мальчики, став
юношами, в свое время начинают следовать примеру старших и тоже эксплуатировать
женщин и т.д.
Гегемония мужчин в патриархальном обществе сохранялась примерно 6-7 тысячелетий
и сегодня существует в слаборазвитых странах и среди беднейших классов. В более
развитых обществах гегемония мужчин постепенно теряет силу, так как
одновременно с ростом уровня жизни общества увеличивается эмансипация женщин,
детей и подростков. Поскольку в хорошо развитом индустриальном обществе
патриархальный тип собственности на людей будет постепенно исчезать, то
возникает вопрос: в чем будут находить удовлетворение своей страсти к
приобретению, сохранению и приумножению собственности простые люди? Ответ на
этот вопрос может быть таким: будут расширяться рамки собственности, которая
может включать в себя друзей, возлюбленных, здоровье, путешествия, произведения
искусства, Бога, собственное "я". Яркое описание буржуазной одержимости
собственностью дано Максом Штирнером: люди превращаются в вещи; их отношения
друг с другом принимают характер владения собственностью; "индивидуализм",
который в позитивном смысле означает освобождение от социальных пут, в
негативном есть право собственности на самого себя, т.е. право -- и обязанность
-- посвятить всю свою энергию достижению собственных успехов.
Наиболее важным объектом, на который направлено наше чувство собственности,
является наше "я", поскольку оно включает в себя многое: наше тело, имя,
социальный статус, все, чем мы владеем (включая знания), наше представление о
самих себе и тот образ, который мы хотим создать о себе у других людей. Наше
"я" -- это смесь реальных качеств, таких, как знания и профессиональные навыки,
и качеств фиктивных, которыми обросло наше реальное "я". Однако суть не в том,
каково содержание нашего "я", а, скорее, в том, что оно воспринимается как
некая вещь, которой обладает каждый из нас, и именно эта "вещь" лежит в основе
нашего самосознания.
Обсуждая проблему собственности, нельзя забывать, что основной тип отношения к
собственности, характерный для XIX в., после первой мировой войны начал
постепенно исчезать и в наши дни стал редкостью. В прежние времена человек
относился к своей собственности бережно и заботливо и пользовался ею до тех пор,
пока она могла ему служить. Покупая что-либо, он стремился сохранить покупку
как можно дольше, и лозунгом XIX в. вполне мог бы быть такой: "Все старое
прекрасно!" В наше время акцент перенесен на сам процесс потребления, а не на
сохранение приобретенного, и сегодня человек покупает, чтобы в скором времени
эту покупку выбросить. Попользовавшись своим приобретением, будь то автомобиль,
одежда или безделушка, в течение некоторого времени, человек устает от нее и
стремится избавиться от "старой" вещи и купить последнюю модель. Приобретение
-- временное обладание и пользование -- выбрасывание (или, если возможно,
выгодный обмен на лучшую модель) -- новое приобретение -- таков порочный круг
потребительского приобретения. Лозунгом сегодняшнего дня поистине могли бы
стать слова: "Все новое прекрасно!"
Личный автомобиль -- один из наиболее впечатляющих примеров феномена
современного потребительского приобретения. Наше время вполне заслуженно можно
назвать, "веком автомобиля", поскольку вся наша экономика строится вокруг
производства машин и вся наша жизнь в большой степени определяется ростом и
снижением потребительского спроса на них. Владельцы автомобилей считают их
жизненной необходимостью; для тех же, кто еще не приобрел машину, особенно для
людей, живущих в так называемых социалистических странах, автомобиль -- символ
счастья.
Однако любовь к собственной машине не очень глубока и постоянна, а зачастую
подобна мимолетному увлечению, так как владельцы автомобилей склонны часто
менять их: двух лет, а иногда и одного года достаточно, чтобы собственник
автомобиля устал от "старой машины" и стал предпринимать энергичные усилия для
заключения выгодной сделки в целях приобретения новой модели. Вся процедура --
от приценивания до собственно покупки -- представляется игрой, главным
элементом которой может иногда стать и надувательство, а сама "выгодная сделка"
приносит такое же, если не большее, удовольствие, как и получаемая в конце
награда -- самая последняя модель в гараже.
Для того чтобы разрешить загадку этого на первый взгляд вопиющего противоречия
между отношением владельцев собственности к своим машинам и их быстро гаснущим
интересом к ним, рассмотрим несколько факторов. Во-первых, в отношения
владельца к автомобилю имеется элемент деперсонализации: машина -- это не
какой-то дорогой сердцу его владельца предмет, а некий символ его статуса,
расширяющий границы его власти; автомобиль творит "я" своего обладателя, так
как, приобретая машину, владелец фактически приобретает некую новую частицу
своего "я". Второй фактор заключается в том, что, приобретая новый автомобиль
каждые два года вместо, скажем, одного раза в шесть лет, владелец испытывает
большее волнение при покупке; сам акт приобретения новой машины подобен акту
дефлорации -- он усиливает ощущение собственной силы и тем сильнее возбуждает и
захватывает, чем чаще повторяется. Третий фактор связан с тем, что частая смена
авто
|
|