|
и характер того, что вам
предстоит сделать. Лучше сосредоточьтесь на том, на чем основывается ваша
работа". Наше бытие -- это реальность, тот дух, который движет нами, тот
характер, который мотивирует наше поведение; и напротив: поступки и мнения,
отделенные от нашей динамической сути, не существуют.
Второе значение слова "бытие" шире и фундаментальнее -- это жизнь, активность,
рождение, обновление, излияние чувств, жизнерадостность, продуктивность. В этом
смысле бытие противоположно обладанию, приверженности своему "я" и эгоизму. По
Экхарту, бытие означает быть активным в классическом смысле слова, т.е.
продуктивно реализовывать свои человеческие возможности, а не в современном
понимании -- быть чем-либо занятым. Быть активным -- значит для Экхарта "выйти
за пределы своего "я" [Quint D.P.T., с.6]; для того чтобы выразить свою мысль,
он находит самые разные слова: называет бытие процессом "кипения", "рождения",
который "течет и течет сам по себе и помимо себя" [E.Benzetal, цит. по Quint D.
P.T., с.35]. Иногда он использует символ бега, чтобы подчеркнуть активный
характер бытия: "Бегом устремляйтесь к миру! Человек, который бежит, который
пребывает в состоянии бега, устремлен к миру,-- это святой человек. Он
постоянно бежит и движется и ищет умиротворения в беге" [Quint D.P.T., с.8]. И
еще одно описание активности: активный, жизнерадостный человек подобен "сосуду,
который увеличивается по мере наполнения, но никогда не бывает полон" [Blakney,
с.233; аутентичность текста Квинтом не подтверждена].
Условие всякой подлинной активности -- вырваться из плена обладания. Высшей
добродетелью в этической системе Экхарта является состояние продуктивной
внутренней активности, предпосылкой которой служит преодоление всех видов
приверженности своему "я" и алчных устремлений.
Анализ фундаментальных различий между двумя способами существования
Глава IV
Модус обладания -- что это такое?
Основа модуса обладания -- общество приобретателей
Чрезвычайная предвзятость наших суждений обусловливается тем, что мы живем в
обществе, базирующемся на трех столпах: частной собственности, прибыли и власти.
Священные и неотъемлемые права индивида в индустриальном обществе --
приобретать, владеть и извлекать прибыль1. Не имеет значения, откуда взялась
собственность, да и сам факт владения собственностью не налагает никаких
обязательств на ее владельцев. Принцип заключается в следующем: "Каким образом
и где была приобретена собственность, а также то, что я собираюсь делать с ней,
никого, кроме меня, не должно интересовать; пока я не нарушаю закона, я обладаю
абсолютным и ничем не ограниченным правом на собственность".
1Книга Р.Тауни "The Acquisitive Society" [1920] остается непревзойденной по
глубине понимания современного капитализма и возможных перспектив социального и
человеческого развития. Важные и глубокие мысли о влиянии индустриального
общества на человека содержат также работы М.Вебера, Брентано, Шапиро, Паскаля,
Зомбарта и Крауса.
Подобный вид владения можно назвать частной, приватной собственностью (от
латинского "private" -- "лишать"), так как владеющие собственностью личности
являются ее единственными хозяевами, обладающими всей полнотой власти лишать
других возможности употребить ее для своей пользы или удовольствия.
Предполагается, что частная собственность является естественной и универсальной
категорией, однако история и предыстория человечества, и особенно история
неевропейских культур, в которых экономика не играла главенствующей роли в
жизни человека, свидетельствуют о том, что в действительности она, скорее,
исключение, чем правило. Кроме упомянутой выше частной собственности,
существует еще и созданная своим трудом собственность, всецело являющаяся
результатом труда своего владельца; ограниченная собственность,
предусматривающая обязанность помогать своим ближним; функциональная, или
личная, собственность, которая распространяется либо на орудия труда, либо на
объекты пользования; общая собственность, которая принадлежит группе людей,
связанных узами духовного родства, как, например, киббуцы -- фермы или
поселения-коммуны в Израиле.
Нормы, в соответствии с которыми функционирует общество, формируют социальный
характер его членов. В индустриальном обществе одной из его главных норм
является стремление приобретать собственность, сохранять и приумножать ее, т.е.
извлекать прибыль; собственники вызывают зависть и становятся предметом
восхищения как высшие существа. Но подавляющее большинство людей не владеют
никакой собственностью, т.е. капиталом или товарами, в которые вложен капитал,
и в связи с этим возникает такой озадачивающий вопрос: как эти люди
удовлетворяют свою страсть к приобретению и сохранению собственности и как они
справляются с этой обуревающей их страстью? Другими словами, как им удается
чувствовать себя владельцами собственности, если практически она у них
отсутствует?
Естественным образом напрашивается следующий ответ на этот вопрос: как бы ни
был беден человек, он все-таки чем-нибудь владеет и дорожит этой малостью не
меньше, чем владелец капитала -- своим богатством. И точно так же, как богачи,
бедняки стремятся сохранить то немногое, что они имеют, и приумножить эту
собственность даже на ничтожно малую величину (например, сэкономив на чем-либо
небольшую сумму).
Наивысшее наслаждение, возможно, состоит в обладании не столько материальными
вещами, сколько живыми существами. В патриархальном обществе даже самые
обездоленные представители мужского населения из беднейших классов могут быть
собственниками: они могут чувствовать
|
|