|
ой цитаты. Когда Экхарт говорит, что "человек не должен иметь своего
собственного знания, он не имеет в виду, что человек должен забыть то, по знает,
скорее, он должен забыть, что он знает. Другими словами, мы не должны
рассматривать свои знания как некую собственность, которая дает нам чувство
безопасности и идентичности; мы не должны быть "преисполнены" важности своих
знаний, цепляться за них или жаждать их. Знание не должно превращаться в
порабощающую человека догму. Это характерно для модуса обладания. При модусе
бытия знание -- это глубокая активность мысли, разума, работа которого никогда
не должна прекращаться с целью обретения некой уверенности.
Далее Экхарт продолжает: "Что же мы имеем в виду, когда говорим, что человек не
должен иметь? А теперь обратим самое серьезное внимание на следующее: я часто
говорил, и великие авторитеты соглашались со мной, что для того, чтобы 6ыть
верным Богу и действовать в согласии с ним, человек должен освободиться --
внутренне и внешне -- от всех своих собственных вещей и собственных действий. И
еще. Если действительно случится так, что человек освободится от вещей, от
живых существ, от самого себя и от Бога, и если все же в нем отыщется место для
Бога, то мы скажем: пока такое [место] существует, этот человек не нищ, он не
дошел до крайней нищеты. Ибо Бог не хочет, чтобы человек оставил место для него,
для его Божьей работы, так как при истинной нищете духа в человеке не должно
быть ни Бога, ни его творении, так что, если бы Бог хотел воздействовать на его
душу, он сам должен был бы быть тем местом, в котором он действует,-- вот что
он хотел бы... Таким образом, мы говорим, что человек должен быть настолько нищ,
что в нем нет места для действий Бога, он сам не является этим местом.
Оставить такое место -- значит, сохранить различия. "И потому я молю Бога,
чтобы он освободил меня от Бога"[Blakney, с.230-231].
Свою концепцию необладания Экхарт не мог бы выразить более радикально. Прежде
всего мы должны освободиться от своих собственных вещей и собственных действий.
Это вовсе не означает, что мы ничего не можем иметь и ничего не должны делать;
это значит, что мы не должны быть привязаны к тому, чем мы обладаем, что имеем,
даже к самому Богу.
Рассматривая связь между собственностью и свободной, Экхарт подходит к
проблемам обладания на другом уровне. Свобода человека ограничена в той степени,
в которой он привязан к собственности, к работе и, наконец, к своему "я".
Будучи привязаны к своему собственному "я" (Квинт переводит встречающееся в
первоисточнике средненемецкое Eigenschaft как lchbindung, или lchsuch,
"привязанность к своему "я", или "эгомания"), мы стоим у себя на пути, наша
деятельность бесплодна, мы не реализуем своих возможностей полностью [Quint D.P.
T. Введение, с.29]. По-моему, совершенно прав Д.Мит, когда утверждает, что
свобода как условие истинно плодотворной деятельности -- это не что иное, как
отказ от своего "я", точно так же, как любовь в понимании апостола Павла
свободна от какой-либо привязанности к самому себе. Быть свободным от всех пут,
от стремления к наживе и приверженности к своему "я" -- это и есть условие
истинной любви и творческого бытия. Согласно Экхарту, цель человека --
избавление от уз, привязывающих нас к своему "я", от эгоцентризма, от такого
способа существования, когда главным является обладание -- только при таком
условии и можно достичь всей полноты бытия. Ни у одного автора я не обнаружил
такого сходства с моими мыслями относительно взглядов Экхарта на природу
ориентации на обладание, как у Д.Мита [1971]. Говоря о Besitzstruktur des
Menschen ("собственнической структуре людей"), он имеет в виду то же (насколько
я могу судить об этом), что и я, когда говорю о "модусе обладания" или о
"структуре существования по принципу обладания". Он ссылается на понятие Маркса
"экспроприация", когда говорит о преодолении своей внутренней собственнической
структуры, и добавляет, что это и есть самая радикальная форма экспроприации.
При ориентации на обладание имеет значение не то, что является объектом
обладания, а наша общая установка. Вещи, которыми мы пользуемся в повседневной
жизни, недвижимость, обрядность, добрые дела, знания и мысли -- все может стать
объектом вожделения. И хотя сами по себе эти "предметы" не "плохи", они
становятся таковыми; это значит, что когда мы цепляемся за них, когда они
становятся оковами для нашей свободы, тогда они препятствуют нашему
самовыражению.
Концепция бытия у Экхарта
Слово "бытие" Экхарт употребляет в двух разных, но связанных между собой
смыслах. В более узком, психологическом смысле бытие обусловлено реальными и
часто бессознательными мотивациями, побуждающими человека действовать, в
отличии от поступков и мнений как таковых, оторванных от действующего и
мыслящего человека. Совершенно справедливо Квинт называет Экхарта гениальным
аналитиком души (genialer Seelenanalytiker): "Экхарт неутомим в раскрытии
наиболее сокровенных связей в поведении человека, наиболее скрытых проявлений
его эгоизма или намерений и мнений, в осуждении страстной жажды получать
благодарность и вознаграждения" [Quint D.P.T. Введение, с.29]. Благодаря такому
глубокому пониманию скрытых мотивов поведения человека Экхарт наиболее
интересен читателю, знакомому с трудами Фрейда и преодолевшему наивность
дофрейдовского периода и современные бихевиористские теории, трактующие
поведение и мнение как конечные, не поддающиеся разделению данные, так, до
начала нашего века считалось, что нельзя расщепить атом. Экхарт выразил такой
взгляд в многочисленных утверждениях, одним из характерных примеров которых
является следующее: "Люди должны думать не столько о том, что они должны делать,
сколько о том, каковы они суть... Поэтому постарайтесь прежде всего быть
добродетельным, и пусть вас не заботит ни количество,
|
|