Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Иметь или Быть?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
ли Талмуд,-- были представителями среднего 
класса --.от бедняков до хорошо обеспеченных членов общества. Обе группы были 
проникнуты духом социальной справедливости, защиты бедняков, помощи всем 
обездоленным, например вдовам и национальным меньшинствам. Но в целом они не 
заклеймили богатство как зло, не считая его несовместимым с принципом бытия (см.
 книгу Л.Финкелстайна "Фарисеи"). 
Первые христиане, напротив, представляли собой в основном группу бедных, 
угнетенных, презираемых, одним словом, париев общества, которые, подобно 
некоторым ветхозаветным пророкам, жестко критиковали богатых и власть 
предержащих, бескомпромиссно осуждали богатство, светскую и церковную власть и 
клеймили их как явное зло (см. книгу "Догма о Христе"). И действительно, как 
говорил Макс Вебер, нагорная проповедь -- это манифест великого восстания рабов.
 Ранние христиане, объединенные духом человеческой солидарности, выдвигали иной 
раз и идею коллективной собственности на все материальные блага (А.Ф.Утц 
обсуждает вопросы общинной собственности у ранних христиан и аналогичные 
примеры из древнегреческой истории, которые, по-видимому, были известны Луке). 
Революционный дух раннего христианства особенно отчетливо проявляется в самых 
древних частях Евангелия, которые были известны христианским общинам, еще не 
отделившимся от иудаизма. (Эти части Евангелия могут быть связаны с общим 
источником -- Матфеем и Лукой; специалисты Нового завета называют их Q -- от 
немецкого Quelle, что значит "источник". Этому вопросу посвящена 
фундаментальная работа Зигфрида Шульца, в которой он разграничивает более 
ранний и более поздний пласты традиции Q.)1 
 
1Я выражаю признательность Райнеру Функу за исчерпывающую информацию по данной 
проблеме и его ценные советы. 
 
В упомянутых высказываниях главная мысль заключается в том, что люди должны 
избавиться от всяческой алчности и жажды наживы и полностью освободиться от 
установки обладания; далее, позитивные этические нормы должны основываться на 
общности и солидарности. Это главное этическое положение применимо и к 
отношениям между людьми, и к отношению человека к вещам. Решительный отказ от 
собственных прав [Евангелие от Матфея, V, 39-42; от Луки, VI, 29 и далее] и 
заповедь "возлюби своего врага" [Евангелие от Матфея, V, 44-48; от Луки, VI, 27 
и далее, 32-36] подчеркивают, причем даже сильнее, чем заповедь Ветхого завета 
"возлюби ближнего своего", глубокую заботу о других людях и полный отказ от 
всякого эгоизма. Заповедь, призывающая не судить других [Евангелие от Матфея, 
VIII, 1-5; от Луки, VI, 37 и далее, 42 и далее], является дальнейшим развитием 
принципа забвения своего "я", чтобы полностью посвятить себя пониманию других и 
их счастью. 
И от обладания вещами следовало отказаться так же решительно. Древнейшие нормы 
общинной жизни предписывали полный отказ от собственности; они предостерегали 
от накопления богатств: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа 
истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе,
 где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкопывают и не крадут; ибо 
где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" [Евангелие от Матфея, VI, 19-21; 
от Луки, XII, 33 и далее]. В таком же духе говорит и Иисус: "Блаженны нищие 
духом, ибо ваше есть Царствие Божие" [Евангелие от Луки, VI, 20; от Матфея, V, 
3]. И действительно, ранние христиане представляли собой общину нищих и 
страждущих, проникнутых апокалипсическим убеждением, что согласно Божественному 
плану спасения, настало время для окончательного исчезновения существующего 
порядка. 
Одной из версий мессианства, распространенной в некоторых иудаистских кругах 
того времени, была апокалипсическая концепция "страшного суда". Окончательному 
спасению и страшному суду будут предшествовать хаос и разрушение столь ужасные, 
что в Талмуде раввины молили Бога о том, чтобы им не довелось служить в это 
время. Новым же в христианстве было то, что Иисус и его последователи считали, 
что время это теперь (или в ближайшем будущем) уже наступило. 
Действительно, небезынтересно провести параллель между положением ранних 
христиан и тем, что происходит в мире сейчас. Многие люди -- ученые, а не 
религиозные фанатики (за исключением организации "Свидетели Иеговы") -- 
убеждены в том, что мир приближается к окончательной катастрофе. Это разумное и 
научно обоснованное мнение. Первые христиане находились в совершенно ином 
положении. Они жили в очень небольшой части Римской империи в период ее 
могущества и славы. Не было никаких тревожных признаков катастрофы. И все же 
эта группа нищих палестинских евреев была уверена в скором падении этой 
могущественной империи. Конечно, строго говоря, они заблуждались. Так как 
вторичного явления Иисуса не произошло, его смерть и воскресение 
интерпретируется в Евангелии как начало новой эры, и после смерти императора 
Константина была предпринята попытка передать посредническую роль Иисуса 
папской церкви. В конечном счете для практической жизни церковь стала 
олицетворять -- фактически, а не теоретически -- новую эру. 
Следует более серьезно отнестись к раннему христианству, чем это делает 
большинство людей, и осознать почти неправдоподобный радикализм этой небольшой 
группы людей, которая вынесла приговор существующему миру, основываясь лишь на 
своем моральном убеждении и ни на чем более. В то же время большинство иудеев, 
не принадлежавших к беднейшей и наиболее угнетаемой части населения, избрало 
иной путь. Они отказались верить, что уже настала новая эра, и продолжали ждать 
Мессию, который придет тогда, когда все человечество (а не только евреи) 
достигнет такого уровня развития, который позволит установить царство 
справедливости, мира и любви в исто
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-