Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Иметь или Быть?
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
), в то время как в собственном саду 
переносить тяжести разрешается. И дело не в том, что запрещаются любые усилия 
-- нельзя переносить никакие предметы с одного находящегося в частном владении 
участка земли на другой, потому что такое перемещение представляет собой, по 
сути, перемещение собственности. В Субботу человек должен жить так, как будто 
он ничего не имеет, он не преследует никаких целей, за исключением одной -- 
быть, т.е. выражать свои изначальные потенции в молитвах, ученых занятиях, еде, 
питье, пении, любви. 
Суббота -- день радости, так как в этот день человек целиком и полностью 
остается самим собой. Вот почему Суббота в Талмуде называется предвосхищением 
мессианских времен, а мессианские времена -- нескончаемой Субботой, днем, когда 
собственность и деньги, скорбь и печаль -- все табу; днем, когда побеждают 
время и царит чистое бытие. Вавилонский Шапату -- исторический предшественник 
Субботы -- был днем печали и страха. Современное воскресенье -- день веселья, 
потребления, бегства от самого себя. Можно задаться вопросом: быть может, стоит 
восстановить Субботу как день всеобщей гармонии и мира, день, предвосхищающий 
будущее человечества? 
Еще один вклад еврейского народа в мировую культуру, сравнимый по своему 
значению с празднованием Субботы,-- это образ мессианских времен. Наряду с 
Субботой этот образ поддерживал жизнь и надежду еврейского народа, который 
никогда не сдавался, несмотря на жестокие разочарования, постигшие его из-за 
лжемессий, начиная от Бар-Кохбы во II веке и до наших дней. Как и Суббота, это 
образ таких времен, когда собственность потеряет смысл, когда страху и войнам 
придет конец, а целью жизни станет реализация наших сущностных сил1. 
История Исхода оканчивается трагически. Сыны Израилевы не выдерживают жизни без 
собственности, без обладания. И хотя они могут обходиться лишь тем, что 
ежедневно посылает им Бог, не имея постоянного жилища и пищи, они не могут жить 
без зримо присутствующего "лидера". 
После того как Моисей исчезает на горе, иудеи в отчаянии. Им необходимо чему-то 
поклоняться, и они побуждают Аарона сделать им нечто зримое -- золотого тельца. 
Конечно, можно было бы сказать, что таким образом сыны Израилевы расплачивались 
за ошибку Бога, разрешившего им взять с собой из Египта золото и драгоценности. 
Это золото стимулировало у них жажду богатства; и в час отчаяния 
собственническая структура их существования возобладала. Аарон делает из их 
золота тельца, и народ говорит: "Вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из 
земли Египетской!" [Исход, XXXII, 4]. 
Из жизни ушло целое поколение, и даже Моисею не было разрешено вступить на 
новую землю. Однако новое 
1 Концепция мессианских времен проанализирована мною в книге "Вы будете как 
боги". Установление Субботы обсуждается и в этой книге, и в главе "Ритуал 
Субботы" в книге "Забытый язык". поколение, как и их отцы, было неспособно к 
свободной, не связанной никакими узами жизни, не могло жить на земле и не быть 
привязанным к ней. Они завоевали новые земли, истребили своих врагов, 
обосновались на этих землях и поклонялись своим идолам. Их племенная демократия 
превратилась в подобие восточной деспотии -- хоть и меньшего масштаба, но с 
большими стремлениями подражать великим государствам того времени. Революция 
потерпела крах, ее единственным завоеванием, если его можно назвать таковым, 
было то, что иудеи из рабов превратились теперь в господ. Этот небольшой народ 
сегодня мог бы быть совершенно забыт, оставшись лишь в примечаниях к анналам 
истории Ближнего Востока, если бы не новые идеи, которые впервые были высказаны 
его революционными мыслителями и пророками, не испорченными в отличие от Моисея 
бременем лидерства и необходимостью применять диктаторские методы (например, 
при массовым уничтожении мятежников, возглавляемых Кореем). 
Эти революционные мыслители -- иудейские пророки -- обновили образ человеческой 
свободы -- освобожденного от собственнических помыслов бытия и выступили против 
поклонения идолам -- творениям человека. Они были бескомпромиссны и 
предсказывали, что народ снова будет изгнан и утратит землю, если станет 
тянуться к ее материнскому лону в кровосмесительном желании обладания, если не 
сумеет жить на ней свободно, т.е. любя ее и не теряя при этом себя. Для 
пророков изгнание с земли было хотя и не трагическим, но единственным путем к 
окончательному освобождению; после нового изгнания жизнь в пустыне была 
уготована не для одного, а для многих поколений. Однако, даже предсказывая 
повторное изгнание в пустыню, пророки не давали угаснуть вере иудейского народа,
 в конечном счете всего рода человеческого, рисуя образ мессианских времен, 
когда наступят желанные мир и изобилие, но при этом не будут изгнаны или 
уничтожены те, кто ранее населял эту землю. 
Истинными последователями иудейских пророков стали великие ученые, раввины и 
прежде всего Рабби Иоханан бен Закаи -- основатель диаспоры. Когда во время 
войны против римлян (70 г. н.э.) иудейские предводители решили, что лучше всем 
умереть, чем потерпеть поражение и лишиться своего государства, Рабби Закаи 
совершил "предательство". Он тайно покинул Иерусалим, сдался командующему 
римской армией и испросил разрешения основать еврейский университет. Это было 
началом богатой еврейской традиции и одновременно утраты всего, что имели 
евреи: не стало ни государства, ни храма, ни духовной и военной бюрократии, ни 
жертвенных животных, ни храмовых обрядов. Евреи потеряли все и сохранились лишь 
как группа людей, у которых не было ничего, кроме идеалов бытия: знать, учиться,
 мыслить и ожидать прихода Мессии. 
Новый завет
Идеи Ветхого завета -- протеста против собственнического существования -- 
продолжает развивать Новый завет, где эти идеи носят даже более радикальный 
характер, чем в Ветхом завете. Ветхий завет -- творчество номадов-скотоводов и 
независимых крестьян, а не нищего угнетенного класса. Фарисеи -- ученые мужи, 
которые спустя тысячу лет напис
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-