|
ый иудейский герой --
Авраам -- получает приказ покинуть свою страну и свой род: "Пойди из земли
твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе"
[Бытие, XII, 1]. Авраам должен оставить то, что имеет,-- свою землю и свою
семью,-- и отправиться в неизвестность. Но потомки Авраама, пустив корни на
новой почве и создав новые кланы, оказались под еще более тяжким бременем. В
Египте иудеи разбогатели и обрели могущество -- и именно поэтому они стали
рабами: они утратили идею единого Бога, Бога своих предков --
номадов-кочевников, и начали поклоняться идолам -- богам богачей, ставших
впоследствии их властителями.
Второму иудейскому герою -- Моисею -- Бог поручает освободить его народ,
вывести иудеев из той страны, которая стала для них домом (хотя в конечном
счете они были в этом доме рабами), и уйти в пустыню, чтобы "праздновать".
Весьма неохотно и с большими опасениями иудеи последовали за своим вождем
Моисеем в пустыню.
Пустыня -- это ключевой символ освобождения иудейского народа; это не родной
дом: здесь нет ни городов, ни богатств; здесь живут номады-кочевники, у которых
нет имущества, а есть лишь самое необходимое для жизни. Так сложилось
исторически, что традиции номадов-кочевников вошли в рассказ об Исходе, и
вполне возможно, что именно эти традиции и определили тенденцию борьбы против
всех видов нефункциональной собственности и выбор жизни в пустыне как
подготовку к свободному существованию. Однако эти исторические факторы лишь
усиливают значение пустыни как символа свободной, не связанной никакими узами,
никакой собственностью жизни. Некоторые из основных символов иудейских
праздников в основе своей связаны с пустыней. Опресноки -- это хлеб тех, кто
спешит покинуть страну своего рабства, это хлеб странников. "Suka" ("куща" --
шалаш), аналог скинии'-- шатра, ее легко построить и легко собрать. Как
говорится в Талмуде, это "временное жилище", в котором живут, в отличие от
"постоянного жилища", которым владеют.
Иудеи сожалели, о египетских "котлах с мясом", о постоянных жилищах, о скудной,
но гарантированной пище, о зримых идолах. Их пугали неизвестность и бедность
жизни в пустыне. Они говорили: "О, если бы мы умерли от руки Господней в земле
Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб Досыта! Ибо
вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом" [Исход,
XVI, 3]. На протяжении всей истории освобождения Бог откликается на моральную
нестойкость людей -- он обещает накормить их: утром -- хлебом, вечером --
перепелками. Но добавляет к этому два важных повеления; первое: каждый должен
взять еды по своей потребности. "И сделали так сыны Израилевы, и собрали, кто
много, кто мало. И мерили гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего,
а у того, кто мало, не было недостатка. Каждый собрал, сколько ему съесть"
[Исход, XVI, 17-18].
Как видим, здесь -- впервые -- сформулирован принцип, который стал широко
известным благодаря Марксу: каждому -- по его потребностям. Право быть сытым
устанавливалось без каких-либо ограничений. Бог выступает здесь в роли кормящей
матери, насыщающей своих детей. Дети имеют право быть накормленными -- для
этого им не нужно ничего достигать. Второе повеление Господне направлено против
алчности, накопительства, собственничества: народу Израилеву было предписано не
оставлять пищу до утра. "Но не послушали они Моисея и оставили от сего
некоторые до утра; и завелись черви, и оно воссмердело; и разгневался на них
Моисей. И собирали его рано по утру, каждый сколько ему съесть; когда же
обогревало солнце, оно таяло" [Исход, XVI, 20-21].
В связи со сбором пищи вводится и установление соблюдения Субботы (Shabbat).
Моисей велит сынам Израилевым в пятницу собрать вдвое больше: "Шесть дней
собирайте его, а в седьмой день -- суббота; не будет его в этот день" [Исход,
XVI, 26].
Соблюдение Субботы -- важнейшее из библейских установлений и установлений
иудаизма на протяжении всей его истории. Это -- единственная в узком смысле
религиозная заповедь из Десяти Заповедей: на ее соблюдении настаивали даже те
пророки, которые выступали против веры в обряды. Во время 2000-летней диаспоры
эта заповедь наиболее строго соблюдалась, хотя достаточно часто это было весьма
нелегким делом. Для рассеянных по миру, бессильных, нередко презираемых и
преследуемых людей Суббота была, можно сказать, источником жизни: евреи
поддерживали свою гордость и чувство собственного достоинства, когда по-царски
праздновали Субботу. Но разве Суббота -- это не день отдыха в мирском смысле
слова, освобождения людей хотя бы на один день от бремени труда? Разумеется,
это именно так, и в этом смысле Субботе придается значение одной из великих
инноваций в развитии человечества. Однако если бы только этим все и
ограничивалось, Суббота вряд ли играла бы ту центральную роль в жизни евреев,
которую я описал выше.
Чтобы лучше понять роль Субботы, следует глубже проникнуть в суть этого
института. Это не отдых как таковой, означающий отсутствие как физической
работы, так и умственных усилий. Это -- отдых в смысле восстановления полной
гармонии между природой и человеком. Нельзя ничего разрушать и ничего строить:
Суббота -- день перемирия в сражении, которое человек ведет со всем миром.
Нарушением этой гармонии считается даже выдергивание из земли стебелька травы
или зажигание спички. И в социальном плане не должно происходить никаких
изменений. Именно по этой причине по улице запрещается что-либо нести (даже
если это не тяжелее носового платк
|
|