|
обладают этими символами власти и извлекают
из этого выгоду, должны подавить у подчиненных им людей способность к
реалистическому, критическому мышлению и заставить их верить вымыслу. Каждому,
кто даст себе труд задуматься над этим, известны махинации пропаганды и методы,
с помощью которых подавляются критические суждения, известно, каким покорным и
податливым становится разум, усыпленный избитыми фразами, и какими
бессловесными делаются люди, теряя независимость, способность верить
собственным глазам и полагаться на собственное мнение. Поверив в вымысел, они
перестают видеть действительность в ее истинном свете.
Обладать знанием и знать
Различие между принципами обладания и бытия в сфере знания можно выразить двумя
формулировками: "У меня есть знания" и "Я знаю". Обладание знанием означает
приобретение и сохранение имеющихся знаний (информации); знание же
функционально, оно участвует в процессе продуктивного мышления. Глубокие
высказывания таких мыслителей, как Будда, иудейские пророки, Иисус, Мейстер
Экхарт, Зигмунд Фрейд и Карл Маркс помогут нам понять, как проявляется принцип
бытия применительно к знанию. По их мнению, знание начинается с осознанием
обманчивости наших обычных чувственных восприятий, т.е. осознание того, что
наше представление о физической реальности не соответствует "истинной
реальности" и, главным образом, в том смысле, что большинству людей, живущих
как бы в полусне, не ведомо, что большая часть всего, что они почитают за
истину или считают очевидным, всего лишь иллюзия, порожденная суггестивным
воздействием той социальной среды, в которой они живут. Таким образом,
подлинное знание начинается с разрушения иллюзий, с раз-очарования
[Ent-tдuschung]. Знать -- значит проникнуть за внешнюю оболочку явления до
самых его корней, а следовательно, и причин; знать -- значит "видеть"
действительность такой, какова она есть, без всяких прикрас. Знать не означает
обладать истиной; это значит проникнуть за поверхность явления и, сохраняя
способность критически к нему относиться, стремиться активно приближаться к
истине.
Способность творчески проникать в глубь вещей выражает древнееврейское слово
jadoa, что означает познать и любить полно и глубоко. Будда, Просветленный,
призывает людей пробудиться и освободиться от иллюзорного представления о том,
будто обладание вещами ведет к счастью. Иудейские пророки также призывают людей
пробудиться от сна и осознать, что идолы, которым они поклоняются,-- это их
собственные создания, они иллюзорны. Иисус провозглашает: "Истина сделает вас
свободными!". Мейстер Экхарт рассуждает о знании и о Боге таким образом:
"Знание -- это не какая-то определенная мысль; оно стремится, скорее, сорвать
[все покровы] и бескорыстно и в наготе своей устремляется к Богу, пока не
достигнет и не постигнет его" [Blakeny,с.243]. ("Нагота" и "нагой" --
излюбленные слова Мейстера Экхарта, так же, как и его современника,
неизвестного автора книги "Облако неведения".) Согласно Марксу, человек должен
избавиться от иллюзий и создать такие условия, которые позволяют ему жить без
них. На идее разрушения иллюзий ("рационализации") с целью осознания
неосознаваемой реальности основана и концепция самопознания Фрейда. (Этого
последнего из философов-просветителей можно назвать революционным мыслителем --
в смысле философии Просвещения XVIII, а не XX века.)
Все упомянутые мыслители задавались вопросом о спасении человечества; все они
подвергали критике принятые обществом стереотипы мышления. Для них цель знания
-- не достоверность "абсолютной истины", с которой человек чувствует себя
комфортно, а процесс самоутверждения человеческого разума. Для тех, кто знает,
незнание равносильно знанию, поскольку и то, и другое является частью процесса
познания, хотя в этом случае незнание не означает невежества бездумных.
Оптимальное знание по принципу бытия -- это знать глубже, а по принципу
обладания -- иметь больше знаний.
Цель современной системы образования, как правило, заключается в том, чтобы
научить людей приобретать знания как некое имущество, в той или иной степени
соразмерное с той собственностью и тем общественным положением, которые они,
скорее всего, будут иметь в будущем. Получаемый минимум знаний достаточен для
того, чтобы люди могли выполнять должным образом свои служебные обязанности.
Помимо этого, для более полного ощущения собственной значимости, каждый из них
получает в отдельной упаковке "знания-люкс", причем размер такой упаковки
зависит от вероятного общественного положения данного лица в будущем. Учебные
заведения -- это фабрики, производящие подобные упаковки со "всесторонними"
знаниями, хотя сами они обычно утверждают, что их целью является ознакомление
учащихся с выдающимися достижениями человеческого разума. Многие колледжи
особенно изобретательны по части создания таких иллюзий. На их "шведском столе"
знаний можно найти многое -- от философии и искусства Древней Индии до
экзистенциализма и сюрреализма. Для того чтобы чувствовать себя свободно,
учащимся достаточно отведать по кусочку от разных блюд, никто не побуждает их
сосредоточиться на каком-то одном предмете и даже не требует от них, чтобы они
дочитывали книгу до конца. (Радикальная критика этой системы обучения, хорошо
показывающая многие ее недостатки, дана Айваном Илличем.)
Вера
В зависимости от того, по какому принципу -- обладания или бытия --
используется понятие "веры", оно может иметь два совершенно различных значения
в религиозном, политическом или личном смысле.
В первом случае вера -- это обладание неким ответом, не нуждающимся ни в каких
рациональных доказательствах. Ответ этот состоит из созданных другими людьми
формулировок, которые человек принимает в силу того, что он этим "другим" --
как правило, бюрократии -- подчиняется. В результате человек приобретает
чувство уверенности, основанное на реальной (либо только воображаемой) силе
бюрократии,
|
|