|
ия, могут слушать лекцию, воспринимать
слова, понимать логику построения предложений и их смысл, в конце концов
законспектировать все, что сказал лектор, затем выучить записанный текст на
память и сдать экзамен. Однако это отнюдь не означает, что содержание лекции
станет частью их собственной системы мышления, расширит и обогатит ее. Такие
студенты просто фиксируют в тетрадях все услышанное в лекции в виде записей
отдельных мыслей или теорий и в лучшем случае сохраняют их. Между содержанием
лекции и студентами так и не устанавливается никакой связи, они остаются
чуждыми друг другу, разве что каждый из них становится владельцем некой
коллекции чужих высказываний (сформулированных лектором или заимствованных им
из других источников).
Те студенты, для которых принцип обладания является главным способом
существования, не имеют иной цели, кроме стремления следовать тому, что они
выучили, либо твердо полагаясь на свою память, либо бережно храня свои записи.
Они не стараются создавать или придумывать что-то новое; наоборот, свежие мысли
или идеи относительно чего бы то ни было внушают личностям такого типа большое
беспокойство, так как все новое принуждает их сомневаться в той фиксированной
сумме знаний, которой они овладели. Действительно, человека, для которого
основной способ его взаимоотношений с миром -- обладание, любые идеи, суть
которых нелегко усвоить и зафиксировать (в памяти или на бумаге), пугают -- как
и все, что развивается и изменяется и, следовательно, не поддается контролю.
Те же студенты, которые избрали бытие как основной способ взаимоотношений с
миром, усваивают знания совершенно по-иному. Начать хотя бы с того, что они
никогда не преступают к слушанию курса лекций -- даже первой из них, будучи
tabula rasa. Те проблемы, которые составляют предмет лекции, уже знакомы им,
они размышляли над ними ранее, и у них в связи с этим возникли собственные
вопросы и проблемы. Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают
и слышат, и что очень важно, получая информацию, они реагируют на нее активно и
результативно. То, что они слышат, стимулирует их к собственным размышлениям. У
них возникают вопросы, и рождаются новые идеи. Для таких студентов лекции --
живой процесс. Все, о чем говорит лектор, они воспринимают с интересом и сразу
сопоставляют с жизнью. Они не просто знакомятся с новыми знаниями, которые им
нужно записать и выучить. На каждого из таких студентов лекция оказывает
определенное влияние, в какой-то степени меняет каждого: после лекции он (или
она) уже чем-то отличается от того человека, каким он был до лекции. Разумеется,
такой способ усвоения знаний может быть эффективным лишь в том случае, если
лектор предлагает своим слушателям материал, стимулирующий их интерес.
Переливание из пустого в порожнее не интересует студентов с установкой на
принцип бытия; в таких случаях они предпочитают вовсе не слушать лектора и
сосредоточиться на собственных мыслях.
Здесь следует хотя бы кратко уделить внимание слову "интерес", которое в наше
дни стало таким бесцветным и избитым. Основное значение этого слова заключено в
его корне: латинское "inter -- esse" означает "быть в (или) среди" чего-то. В
среднеанглийском языке живой, деятельный интерес к чему-либо обозначается
словом "to list" (прилагательное "listy", наречие "listily"). В современном
английском языке "to list" употребляется только в пространственном смысле: "a
ship lists" (корабль кренится"), первоначальный психологический смысл сохранило
только отрицательное значение "listless" (вялый, равнодушный, апатичный,
безразличный). В прежние времена "to list" означало "активно стремиться к
чему-либо", "быть искренне заинтересованным в чем-то". Корень слова тот же, что
и у "lust" (сильно, страстно желать чего-либо), но "to list" означало не
пассивную отданность, а свободный и активный интерес или стремление к чему-либо.
Одно из ключевых слов книги неизвестного автора середины XIV века "Облако
неведения" -- "to list". Тот факт, что это слово сохранило в языке только
отрицательное значение, свидетельствует об изменении духовной жизни общества за
период с XII по XX век.
Память
Вспоминание может происходить либо по принципу обладания, либо по принципу
бытия. Главное, чем различаются эти две формы,-- это тип устанавливаемой связи.
При вспоминании по принципу обладания такая связь может быть чисто механической,
когда, например, связь между двумя последовательными словами определяется
частотой их употребления в определенном сочетании, или чисто логической, как
связь между противоположными или пересекающимися понятиями; основанием для
установления связи могут быть временные и пространственные параметры, величина,
цвет; связи могут устанавливаться также в рамках конкретной системы мышления.
Вспоминание по принципу бытия представляет собой активное воспроизведение слов,
мыслей, зрительных образов, картин, музыки; другими словами, конкретный факт,
который нужно вспомнить, соединяется со связанными с ним многими другими
фактами. При этом устанавливаются живые связи, а не механические или логические.
Понятия связываются друг с другом в результате продуктивного процесса мышления
(или чувствования), которое активизируется при поиске нужного слова. Вот
простой пример; если со словами "головная боль" у меня ассоциируется слово
"аспирин", то возникает логическая конвенциональная ассоциация. Если же эти
слова "головная боль" вызывают у меня такие ассоциации, как "стресс" или "гнев",
то я связываю этот факт с его возможными причинами, которые я понял, изучая
само явление. Второй тип вспоминания представляет собой акт продуктивного
мышления. Метод свободных ассоциаций, предложенный Фрейдом, является наиболее
ярким примером этого типа живого вспоминания.
Не очень склонные к сохранению информации люди знают, что для того чтобы их
память хорошо работала, они должны испытывать сильный и непосредственный
интерес. Так, известны случаи, когда люди вспоминали слова
|
|