|
ии двух тысячелетий. Подвергая критике Юнга, Фромм обращает внимание
как на биологизаторство ("коллективное бессознательное"), так и на то, что
Юнг отходит от присущего иудео-христианской традиции персонализма. *)
(*7 Джемс Уильям (1842-1910) - американский философ и психолог, один из
основателей прагматизма. В психологии выступал как критик ассоцианизма,
развивая концепцию "потока сознания"; в противовес психологии своего времени
на первый план выдвинул принцип активности психической жизни, в которой
преобладают воля и практический интерес. Критерием истинности Джемс считал
полезность, выгодность, практическую успешность действий. Склоняясь в теории
познания к субъективному идеализму, Джемс в то же самое время выступает как
защитник религиозного миросозерцания, выдвигая в качестве аргумента в пользу
религии практическую полезность веры в бога. *)
(*8 Дьюи Джон (1859-1952) - американский философ, представитель
прагматизма. Познание, с точки зрения Дьюи, есть инструмент, орудие
приспособления к окружающей среде. Научная теория, правило нравственности
или религиозный догмат верны, если они практически целесообразны, эффективно
служат человеку в данной конкретной ситуации. *)
(*9 Отто Рудольф (1869-1937) - немецкий протестантский теолог, автор ряда
работ по сравнительному религиоведению. Наибольшую известность получила
книга Отто "Священное" (1917), в которой феноменологически описываемый
религиозный опыт характеризовался как "нуминозный" (от лат. numen), то есть
как иррациональное чувство божественного могущества, в котором сливаются
восхищение, преклонение перед лицом таинственной и грозной силы,
вторгающейся извне в человеческую душу. Для Юнга, сочувственно цитирующего
Отто, нуминозным является опыт архетипов коллективного бессознательного, для
него божество имманентно человеческой психике. *)
(*10 Кальвин Жан (1509-1564) - французский богослов, деятель Реформации,
основатель кальвинизма - одного из важнейших направлений в протестантизме.
Центральное место в теологии Кальвина занимает тезис о предопределении -
судьба человека предопределена богом, никакие "добрые дела" не помогут тому,
кто "не избран" к спасению творцом. После грехопадения у человека нет
свободной воли и надеяться человек может только на благодать. *)
(*11 "Религии без бога - буддизм, даосизм или конфуцианство".
Древнекитайские философские учения - даосизм и конфуцианство, основанные
Лао-цзы и Конфуцием, не содержат какого-либо вероучения в христианском
смысле: конфуцианство представляет собой социально-этическое и правовое
учение, даосизм учит о "пути" (дао). В Древнем Китае конфуцианство
приобрело, однако, черты религиозного культа, а даосизм выступал и как
"тайное учение", сопоставимое с европейскими (например, с алхимией). Ранний
буддизм также представлял собою философское учение об освобождении, но в
Махаяна-буддизме сделался мировой религией. *)
(*12 "Изгнанный из рая, утерявший единство с природой, он становится
вечным странником (таким, как Одиссей, Эдип, Авраам, Фауст)". Все приводимые
Фроммом мифологические или литературные персонажи действительно странники.
Одиссей, царь Итаки в греческой мифологии, после взятия Трои отправляется
домой - начинаются его десятилетние странствия, исполненные опасностей и
приключений. Им посвящены 5-12 книги "Одиссеи" Гомера. Эдип, в греческой
мифологии сын царя Лая и Иокасты, которому было предопределено судьбой
убийство собственного отца и женитьба на матери. Узнав через много лет о
свершившемся, Эдип выкалывает себе глаза и долгое время скитается по Греции.
Мифологический сюжет получил развитие в трагедиях Софокла "Царь Эдип" и
"Эдип в Колоне". Авраам - библейский родоначальник евреев и арабов,
избранник бога Яхве, заключившего с Авраамом "завет". Авраам по требованию
бога покидает Ур Халдейский: "Пойди из земли твоей... и из дома отца
твоего... в землю, которую я укажу тебе..." (Быт. 12: 1). Вместе с женой
Саррой и племянником Лотом Авраам отправляется в Ханаан и ведет жизнь
кочевника-скотовода. Фауст - алхимик и маг начала XVI в., о реальной жизни
которого мы практически ничего не знаем, зато легенда о нем (заключение
договора с Сатаной ради молодости, знаний, магических способностей)
послужила источником для пьес Марлоу, Лессинга и Гете. В данном случае Фромм
имеет в виду героя второй части "Фауста", его странствия в сопровождении
Мефистофеля.
(*13 "Десять заповедей, или Золотое правило". Десять заповедей
(Десятословие, Декалог) - начертанные богом на двух каменных плитах -
"скрижалях завета" - культовые и моральные ("не убивай", "не кради" и др.)
нормы. Переданы Моисею богом на горе Синай. "Золотое правило" - "не делай
другим то, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе" - в различных формулировках
присутствует в трудах древних философов, в Новом завете звучит следующим
образом: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так
поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки" (Мф. 7: 12). *)
(*14 "Религия Разума во французской революции" - культ Разума был введен
гебертистами (левыми якобинцами, руководителями клуба кордельеров) во время
Великой французской революции. По инициативе Шометта в Париже (Нотр-Дам) 20
брюмера (10 ноября) 1793 г. происходили празднества, которые должны были
заменить христианское богослужение. После разгр
|
|