|
я
самого себя" (1947), "Здоровое общество" (1955), "Сердце человека" (1964),
"Революция надежды" (1968) и др. В последних работах - "Анатомия
человеческой деструктивности" (1973) и "Иметь или быть?" (1976) социальная
философия Фромма приобретает свой окончательный вид.
В 50-е гг. тема "гуманистической религии" выходит на первый план в
многочисленных книгах и статьях Фромма. В работах "Дзен-буддизм и
психоанализ" (1960) и "Вы будете как боги. Радикальная интерпретация Ветхого
завета и его традиции" (1966) Фромм развивает те идеи, которые в сжатом виде
присутствуют в публикуемой книге "Психоанализ и религия". В переведенной на
русский язык работе "Иметь или быть?" (М., 1986) гуманистической религии
посвящена глава "Религия, характер и общество". Воззрения Фромма получили
широкую известность, особенно во времена выступлений "новых левых", в
середине и конце 60-х гг. Фромм умер 18 марта 1980 г. в Муральто, Швейцария.
Работа "Психоанализ и религия" была опубликована в 1950 г. Перевод
выполнен А. А. Яковлевым по изданию: Fromm E. Psychoanalysis and Religion.
New Haven. Yale University Press, 1950.
(*1 "Лайф" - популярный американский еженедельный журнал. *)
(*2 Аристотель (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и ученый,
основатель перипатетической школы (Лицея) в Афинах, воспитатель Александра
Македонского. Для учения Аристотеля характерны систематичность и
энциклопедизм. Он является основателем таких наук, как логика и психология,
физика, биология, этика. Социально-политическое учение Аристотеля, так же
как и его онтология ("метафизика"), оказали огромное влияние на всю
последующую европейскую философию. *)
(*3 Эпоха Просвещения - время крушения феодализма и утверждения
капиталистического общества. Термин "Просвещение" употребляется для
характеристики политической идеологии, философии, литературы и искусства,
подготавливавших революцию 1789 г. во Франции, антифеодальные реформы и
выступления в других странах. Для философов эпохи Просвещения характерны
вера в разум, критика религиозных предрассудков, привилегий, деспотизма;
оптимистическое видение будущего человеческого общества как "царства
разума". "Мы знаем теперь, - писал Ф. Энгельс, - что это царство разума было
не чем иным, как идеализированным царством буржуазии, что вечная
справедливость нашла свое осуществление в буржуазной юстиции, что равенство
свелось к гражданскому равенству перед законом, а одним из самых
существенных прав человека провозглашена была... буржуазная собственность"
(Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 190). Человек понимался просветителями
как естественноприродное существо, стремящееся к удовлетворению своих
потребностей, к счастью, которого можно достигнуть путем рациональной
трансформации общества, чему способствует распространение образованности,
научных знаний, просвещение широких масс. *)
(*4 Рационализм (от лат. ratio - разум) - философское направление,
признающее разум основой познания и человеческого поведения. В теории
познания противостоит эмпиризму (сенсуализму), подчеркивающему роль чувств в
процессе познания. Термином "рационализм" обозначают также веру в
неограниченную силу человеческого разума, способность человека познавать мир
и преобразовывать его в соответствии с познанными законами природы и
общества. В этом смысле Фромм говорит о "рационализме Просвещения" (в теории
познания просветители были в большинстве своем сенсуалистами), которому
противостоят современные иррационалистические концепции. Фромм считал Фрейда
"последним великим представителем рационализма Просвещения", так как, по
Фрейду, освобождение от невротических симптомов, излечение связывалось с
познанием их причин. Тезис Фрейда: "На место Оно должно встать Я", то есть
бессознательные влечения должны быть подчинены контролю сознания,
человеческого разума. Критика религии также велась Фрейдом с близких
просветителям XVIII в. позиций. *)
(*5 "Истина сделает вас свободными" - Ин. 8: 32. *)
(*6 Юнг Карл Густав (1875-1961) - швейцарский психолог и психиатр. С 1906
по 1913 г. был учеником и виднейшим последователем Фрейда, президентом
Международного психоаналитического общества. Однако после выхода книги
"Метаморфозы и символы либидо, в которой Юнг отверг фрейдовскую сексуальную
интерпретацию "либидо", происходит отход Юнга от фрейдизма. Полемика Юнга с
Фрейдом и его ортодоксальными последователями продолжалась несколько
десятилетий, в том числе и по вопросу о религии. Как психолог Юнг получил
известность своим учением о психологических типах. Определяющее место в
"аналитической психологии" Юнга занимает положение о коллективном
бессознательном, в котором в виде структур особого рода (архетипов)
отложился опыт всего человечества. Архетипы суть наиболее общие схемы
человеческого поведения и мышления. Они находят свое выражение в
символических образах, которые обнаруживаются в мифах, религиях, тайных
учениях, фольклоре, художественном творчестве, видениях, галлюцинациях,
сновидениях, невротических симптомах и т. д. Аналитическая психология
понималась Юнгом не только как одно из направлений современной психологии,
но и как "западная йога", как "путь освобождения". Юнг полагал, что его
учение является продолжением гностицизма и алхимии, то есть той
религиозно-философской традиции, которая сосуществовала с христианством на
протяже
|
|