|
ороны как религиозных деятелей, так и
некоторых ученых - показать, что конфликт между религиозными взглядами и
последними достижениями в естествознании не столь велик, как полагали еще
пятьдесят лет назад. Огромное количество данных было выдвинуто в поддержку
этого тезиса. Но я думаю, что при этом было упущено главное. Даже если
кто-то скажет, что иудео-христианский взгляд на происхождение мира не менее
оправдан в качестве научной гипотезы, чем любой другой, этот аргумент будет
касаться "научной" стороны религии, а не собственно религиозной. Важны не
гипотезы о природе и ее творении, а благо человеческой души; и сегодня это
столь же истинно, как во времена Вед или Будды.
В предыдущих главах я не касался ритуалистического аспекта религии,
хотя ритуалы - один из важнейших элементов во всякой религии. Психоаналитики
обращали на ритуал особое внимание, поскольку это обещало новые
проникновения в природу его религиозных форм. Было обнаружено, что пациенты
определенного типа выполняют личные ритуалы, не имеющие ничего общего с их
религиозным мышлением или практикой и в то же время, видимо, очень
напоминающие религиозные формы. Психоаналитическое исследование может
показать, что вынужденное ритуалистическое поведение есть результат сильных
аффектов, которые сами по себе не очевидны для пациента и с которыми он
справляется, сам того не сознавая, с помощью ритуала. В частном случае,
ритуале омовения, мы обнаруживаем, что это - попытка избавиться от глубокого
чувства вины; последнее вызвано не реальными действиями пациента, а
неосознаваемыми им разрушительными импульсами. В ритуале омовения постоянно
нейтрализуется разрушение, которое человек бессознательно планирует и
которое ни в коем случае не должно достигнуть его сознания. Человек
нуждается в этом ритуале, чтобы справиться с чувством вины. Если он знает о
существовании разрушительного импульса, то может иметь с ним дело
непосредственно и, понимая его источник, в конце концов ослабить его до
приемлемого уровня. Вынужденный ритуал выполняет неоднозначную функцию. Он и
защищает пациента от непереносимого чувства вины, но и увековечивает эти
импульсы, не имея с ними дела напрямую.
Неудивительно, что психоаналитики, которые занимались религиозными
ритуалами, были поражены сходством личных навязчивых ритуалов, которые
наблюдали у своих пациентов, с социально детерминированными церемониями,
обнаруживаемыми в религии. Они думали, что религиозные ритуалы имеют тот же
механизм, что и невроз навязчивых состояний, и искали бессознательные
влечения, такие, например, как разрушительная ненависть к фигуре отца,
представленной богом, которая, как они полагали, должна быть или прямо
выражена, или отвращена в ритуале. Несомненно, психоаналитики сделали здесь
важное открытие о природе религиозных ритуалов, даже если их конкретные
объяснения не во всем оказались правильными. Но, поглощенные исследованием
патологических феноменов, они иногда не замечали, что ритуалы не обязательно
носят иррациональный характер, как это имеет место в неврозе навязчивых
состояний; они не различали иррациональные ритуалы, основанные на подавлении
иррациональных импульсов, и ритуалы рациональные, имеющие совершенно
иную природу.
Мы нуждаемся не только в системе ориентации, которая придает какой-то
смысл нашему существованию и которую мы можем разделять с другими людьми; мы
нуждаемся также в том, чтобы выразить нашу приверженность преобладающим
ценностям с помощью общих действий. Вообще говоря, ритуал - это
общее для многих действие, выражающее общие стремления, которые имеют
основания в общих ценностях.
Рациональный ритуал отличается от иррационального прежде всего по функции;
он не отвращает подавленные импульсы, но выражает стремления,
которые индивид считает ценными. Следовательно, у него нет того
навязчиво-вынужденного характера, которым отличается иррациональный ритуал;
если последний не выполняется хотя бы раз, подавленное угрожает вырваться, и
поэтому любая ошибка порождает сильное беспокойство. Ошибки в выполнении
рационального ритуала не имеют последствий; о невыполнении можно сожалеть,
но уж никак его не бояться. Фактически иррациональный ритуал всегда можно
распознать по той степени страха, который возникает при любой ошибке в его
выполнении.
Простыми примерами современных светских рациональных ритуалов являются
наши привычки здороваться с другими людьми, награждать артистов
аплодисментами, почтительно относиться к умершим (*) и многие другие.
(* Эти простые ритуалы не обязательно рациональны. Например, в ритуалах,
связанных со смертью, могут иметь место в большей или меньшей степени
подавленные иррациональные элементы, мотивирующие ритуал; например,
сверхкомпенсация за подавленную враждебность по отношению к умершему,
реакция на сильный страх смерти и магические попытки защитить себя от этой
опасности. *)
Религиозные ритуалы не всегда иррациональны. Религиозный ритуал омовения
может быть понят как осмысленное и рациональное выражение внутреннего
очищения, без какого-либо компонента навязчивости или иррациональности, как
символическое выражение нашего желания внутренней чистоты, выполняемое как
ритуал, подготовляющий к деятельности, которая требует полной концентрации и
преданности. Далее, такие ритуалы, как пост, религио
|
|