Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Психоанализ и религия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 37
 <<-
 
 в жизнь, а не в порядок.
  Нельзя закончить  обсуждение  религиозной  функции психоанализа - каким бы
неполным оно ни было,  - не упомянув об очень важном моменте.  Я имею в виду
одно  из  наиболее  частых  и  серьезных возражений против метода Фрейда,  а
именно что отдельному человеку уделяется при его  применении  слишком  много
времени и сил.  Думаю,  что нет лучшего свидетельства гения Фрейда,  чем его
совет  не  торопиться,  помогая  человеку   достичь   свободы   и   счастья.
Просвещение,  увенчав  гуманистическое  направление  в западной цивилизации,
подчеркнуло достоинство и уникальность  индивида  как  высшую  ценность.  Но
интеллектуальная  атмосфера в наше время уже не та,  что прежде.  Мы склонны
мыслить в терминах массового производства  и  технических  нововведений,  и,
пока  речь  идет  о  товарах,  это  приемлемо.  Но  перенесенные на проблему
человека и в область психиатрии идеи  массового  производства  и  поклонения
технике разрушают само основание, которое делает производство вещей - лучших
по своему качеству и в большем количестве - в принципе осмысленным.

Психоанализ - угроза для религии?


  Как я пытался показать выше,  мы можем ответить на этот  вопрос,  различив
авторитарную и гуманистическую религии, а также "советы по приспособлению" и
"исцеление души".  Но я пока не рассматривал различные аспекты религии: одни
из  них  подвергаются  воздействию со стороны психоанализа и других факторов
современной культуры,  а другие остаются незатронутыми. Хотелось бы обсудить
следующие аспекты:  1) переживание,  2) научно-магический аспект, 3) ритуал,
4) семантический аспект.
  Под переживанием я имею в виду религиозное чувство и служение.  Основатели
всех великих восточных и западных религий считали высшей целью жизни  заботу
о  человеческой  душе  и  раскрытие  сил  любви  и  разума.  Психоанализ  не
представляет здесь какой-то угрозы,  напротив,  он  во  многом  способствует
достижению этой цели.  Этому аспекту не угрожают и другие науки. Нельзя себе
представить,  чтобы какое-то открытие,  сделанное  в  естествознании,  могло
стать  угрозой для религиозного чувства.  Наоборот,  углубляющееся понимание
природы Вселенной,  в которой мы живем,  только способствует такому чувству,
делает   человека   более  смиренным  и  полагающимся  на  собственные  силы
существом.  Что касается  социальных  наук,  понимание  природы  человека  и
законов  его  существования  скорее помогает развитию религиозной установки,
чем угрожает ей.
  Для религии  опасность  представляет  не  наука,  а практика повседневного
существования.  Здесь человек перестал заниматься  поисками  высшей  цели  в
жизни  и  сделал из себя инструмент,  служащий экономической машине,  его же
руками и построенной. Он заботится об эффективности и успехе, а не о счастье
и  развитии  души.  Если  говорить точнее,  в наибольшей степени религиозной
установке угрожает то,  что я называю  "рыночной  ориентацией"  современного
человека (*).

  (* См. главу о рыночной ориентации в книге: "Man for Himself". *)

  Рыночная ориентация  стала  доминировать  только  в  нашу эпоху.  На рынке
личностей  появляются  все  профессии,  занятия   и   статусы.   Наниматель,
нанимаемые  и  свободная  рабочая  сила - все они зависят от тех,  кто будет
пользоваться их услугами.
  Здесь, как   и   на   рынке   товаров,   потребительной   стоимости
недостаточно, чтобы определить меновую стоимость. "Личностный фактор"
важнее,  чем  умения,  а  в  оценке рыночной стоимости он очень часто играет
решающую роль.  Хотя и верно,  что даже самая  привлекательная  личность  не
может  обойтись  без каких-то умений,  - иначе наша экономическая система не
могла бы функционировать,  - редко когда успех приносят исключительно умение
и  честность.  Формула  успеха  включает и такие компоненты,  как "продавать
себя",   "ломать   собственную   личность",   "быть   здравым",   "амбиция",
"добродушие",  "агрессивность"  и  т.  д.,  проштампованные  на упаковке,  в
которую завернута  пользующаяся  успехом  личность.  Важны  также  и  другие
неосязаемые вещи,  такие,  как происхождение,  клубы,  связи и влияние;  они
рассматриваются,  так или иначе, в качестве достоинств предлагаемого товара.
Исповедовать религию и практиковать ее - одно из требований, необходимых для
достижения успеха. Каждая профессия и сфера имеет свой выигрышный личностный
тип.  Продавец,  банкир,  прораб  и камердинер - каждый из них по-своему и в
разной степени отвечает предъявляемым требованиям, но их роли узнаваемы, они
подходят под установленную мерку, они "требуются".
  Отношение человека к  себе  неизбежно  обусловливается  этими  стандартами
успеха.  Чувство  собственного  достоинства  основывается главным образом на
том, сколько стоят человеческие способности и какое применение они находят в
обществе;  достоинство  зависит  от  его  продажной стоимости на рынке,  или
мнения,  которое имеется у  других  о  "привлекательности"  того  или  иного
человека.   Человек   чувствует  себя  товаром,  предназначенным  привлекать
покупателей на самых благоприятных,  дорогих условиях. Чем выше предлагаемая
цена, тем выше устанавливаемая ценность. Человек-товар с надеждой выставляет
бирку,  пытается  выделиться  из  ассортимента,  лежащего  на  прилавке,  он
старается быть достойным самого дорогого ценника; но если его не замечают, а
других берут,  то он может быть обвинен  в  неполноценности  и  никчемности.
Какими бы высокими ни были его человеческие качества и умения,  ему может не
повезти, и тогда его обвинят в том, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 37
 <<-