Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Психоанализ и религия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 37
 <<-
 
ый человек",  в моем смысле слова,  - это  человек,  который
выставляет себя товаром,  в нем нет ничего устойчивого, определенного, кроме
потребности доставлять удовольствие и готовности менять роли.  Пока ему  это
удается,  он в какой-то степени находится в безопасности;  но измена высшему
Я,  человеческим ценностям ведет к внутренней пустоте и непрочности, которые
проявятся,  как только что-то пошатнется в его борьбе за успех. Однако, даже
если все обойдется, он заплатит за свою человеческую неудачу язвами желудка,
болезнями  сердца  или  любыми  другими  болезнями,  вызванными психическими
причинами.  Человек,  который достиг внутренней силы и цельности,  часто  не
столь  удачлив,  как  его неразборчивый сосед,  но у него есть уверенность в
себе,  способность суждения и объективной оценки, и поэтому он гораздо менее
уязвим  для  меняющихся времен и чужих мнений;  и это во многом способствует
его конструктивной работе.
  Очевидно, что  "приспособляющая  терапия"  может  и  не  иметь религиозной
функции,  если под "религиозным"  мы  понимаем  отношение,  характерное  для
ранних  учений  гуманистических религий.  Я хотел бы теперь показать,  что в
качестве врачевания души психоанализ выполняет вполне  религиозную  функцию,
хотя и ведет, как правило, к критической оценке теистической догмы.
  Пытаясь обрисовать человеческое отношение,  стоящее за мышлением  Лао-цзы,
Будды, пророков, Сократа, Иисуса, Спинозы и философов Просвещения, мы видим,
что,  несмотря на все различия, у них имеется много общего. Не стремясь дать
полное  и  точное  определение,  охарактеризуем  это  общее ядро идей и норм
следующим образом:  человек должен стремиться  к  постижению  истины,  и  он
человек  в той мере,  насколько ему удается выполнить эту задачу.  Он должен
быть независимым и свободным,  человек - это цель в себе,  а не средство для
достижения  целей  другого  человека.  Он  должен  с  любовью  относиться  к
окружающим.  Если в нем нет любви,  то он - лишь пустая оболочка,  даже если
сосредоточил  в  себе  всю власть,  все богатство и весь ум.  Человек должен
понимать различие между добром и злом,  он должен научиться  внимать  голосу
совести и следовать ему.
  Цель психоаналитического врачевания  души  состоит  в  том,  чтобы  помочь
пациенту достичь того отношения к жизни, которое я называю "религиозным".
  Обсуждая взгляды Фрейда,  я указал,  что признание истины  является
основной  целью  психоаналитического  процесса.  Психоанализ  придал понятию
истины новое измерение.  В доаналитическом мышлении считалось,  что  человек
говорит  истину,  если  он  верит  в  свои слова.  Психоанализ показал,  что
субъективная убежденность ни в коем случае не является достаточным критерием
искренности.  Человек может верить, что действует из чувства справедливости,
но его настоящий мотив -  жестокость.  Он  может  верить,  что  его  мотивам
является  любовь,  но  на  самом  деле  им  движет стремление к мазохистской
зависимости.  Человек может верить, что им руководит долг, хотя основной его
мотив  -  тщеславие.  Теми,  кто  их использует,  большинство рационализации
полагаются истинными.  Человек не только хочет,  чтобы другие верили  в  его
рационализации, но и сам верит в них; и чем больше он хочет защитить себя от
осознания своей истинной мотивации,  тем сильнее должен в них верить. Далее,
в  процессе психоанализа человек начинает понимать,  какие из его идей имеют
эмоциональную матрицу,  а какие условные клише,  лишенные корней в структуре
его характера и не имеющие субстанции и веса. Психоаналитический процесс сам
по себе есть поиск истины.  Целью этого поиска является истина о феноменах -
но о феноменах не внешних,  а внутренних. Его принцип заключается в том, что
душевного  здоровья  и  счастья  нельзя  достичь,  если  мы  не   подвергнем
тщательному  изучению  наше  мышление  и  чувство  и  не  установим,  где мы
рационализируем, а где наши убеждения коренятся в чувстве.
  Критическая самооценка и вытекающая из нее способность различать подлинный
и  ложный  опыт  существенны  для  религиозного  отношения,  и это прекрасно
выражено в  древнем  религиозном  документе  буддийского  происхождения.  Мы
находим  в  Наставлениях  тибетских  учителей  перечисление  десяти иллюзий,
которые могут служить причиной ошибки.
  "I. Желание можно принять за веру.
  2. Привязанность можно принять за благоговение и сострадание.
  3. Прекращение   мыслительных   процессов  можно  принять  за  спокойствие
бесконечного ума, являющееся истинной целью.
  4. Чувственные  ощущения  (или  феномены) можно принять за откровения (или
проблески) реальности.
  5. Простой проблеск реальности можно принять за полное ее осуществление.
  6. Те,  кто проповедует,  но не практикует религию,  могут быть приняты за
истинных посвященных.
  7. Рабы страстей могут быть приняты за мастеров йоги, которые освободились
ото всех условностей.
  8. Действия,  предпринимаемые  в  собственных  интересах,  можно  ошибочно
принять за альтруистические.
  9. Обман может быть принят за осторожность.
  10. Шарлатанов можно принять за мудрецов" (*).

  (* Tibetan  Yoga and Secret Doctrines,  W.  Y.  Evans-Wentz,  ed.  (Oxford
University Press,  1935,  p.  77).  Quoted by Spiegelberg F. The Religion of
No-Religion (James Ladd Delkin, 1948, p. 52). *)

  Главная цель  психоанализа  -  помочь людям отличать истину от лжи в самих
себе,  это терапевтический метод, являющийся эмпирическим приложением тезиса
"Истина сделает вас свободными".
  И в гуманистическом религиозном мышлении,  и в  психоанализе  человеческая
способность  к  поиску  истины  считается неразрывно связанной с достижением
свободы и независимости.
  По Фрейду,   Эдипов   комплекс  -  сердцевина  всякого  невроза:  душевное
нездоровье  возникает  в  том  случае,   когда   ребенок   не   преодолевает
инфантильной  привязанности  к родителю противоположного пола.  Фрейд считал
неизбежным тот вывод, что инцестуозные импульсы являются глубоко укорененной
чел
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 37
 <<-