Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Эрих Фромм :: Психоанализ и религия
<<-[Весь Текст]
Страница: из 37
 <<-
 
ппы:  священники  и
психоаналитики. Каковы их взаимоотношения? Притязает ли психоаналитик на то,
чтобы занять место священника,  и неизбежна ли вражда между ними? Или же они
- союзники,  которые должны дополнять друг  друга  и  оказывать  друг  другу
теоретическую и практическую помощь?
  Первый взгляд выражен как психоаналитиками,  так и представителями церкви.
"Будущее  одной иллюзии" Фрейда (*) и "Покой души" Шина (**) ставят ударение
на моменте оппозиции,  для трудов К.  Юнга  (***)  и  Равви  Либмана  (****)
характерны   попытки   примирить   психоанализ  и  религию.  Тот  факт,  что
значительная часть священников изучает  психоанализ,  показывает,  насколько
глубоко  идея  союза психоанализа и религии проникла в сферу их практической
деятельности.

  (* Freud S.  The Future of an Illusion.  Liveright publishing Corporation,
1949. *)

  (** Иллюстрацией   неудачного   способа   обращения   с  предметом  служит
утверждение монсиньора Шина в  его  "Покое  души"  (Sheen.  Peace  of  Soul.
Whittlesey  House,  1949).  Он пишет:  "Когда Фрейд это написал,  он навязал
теории иррациональный предрассудок:  "Маска пала:  он [психоанализ] ведет  к
отрицанию бога и этического идеала" (Freud S.  The Future of an Illusion, p.
64).  По Шину,  выходит,  что цитируемое утверждение принадлежит Фрейду.  Но
если  обратиться  к  оригинальному тексту,  мы увидим,  что перед цитируемым
Шином предложением идет следующий текст: "Если же я теперь выступлю с такими
нежелательными суждениями, всякий очень легко перенесет свою злобу с меня
на психоанализ.  Теперь-то,  скажут,  мы видим,  куда ведет психоанализ!
(курсив мой. - Э. Ф.). Маска пала, - к отрицанию бога и нравственного
идеала; мы всегда это подозревали! Чтобы скрыть от нас истину, нас морочили,
что психоанализ не имеет философской позиции и не может ее иметь!" Ясно, что
Фрейд выражает не собственное мнение,  а  говорит  о  том,  что  люди  будут
нападать на психоанализ.  Искажение здесь в том, что Фрейд якобы отрицает не
только бога, но и этический идеал. Конечно, монсиньор Шин вправе верить, что
отрицание  бога  ведет  к  отрицанию  этических  идеалов,  но  он  не вправе
приписывать такие взгляды Фрейду.  Если  бы  монсиньор  Шин  целиком  привел
цитату,  оставив слова "мы всегда это подозревали" или указав на то, что они
выпущены, читатель не был бы так легко введен в заблуждение. **)

  (*** Jung С. G. Psychology and Religion. Yale University Press, 1938. ***)

  (**** Liebman. Peace of Mind. Simon & Schuster, 1946. ****)

  Принимаясь за обсуждение проблемы отношения религии и психоанализа, я хочу
показать,  что альтернатива "непримиримая противоположность - либо тождество
интересов" является ложной;  тщательное и беспристрастное обсуждение вопроса
обнаруживает,  что  отношение между религией и психоанализом слишком сложно,
чтобы его можно было втиснуть в эту простую и удобную альтернативу.
  Неправда, что   мы   должны   отказаться   от   заботы  о  душе,  если  не
придерживаемся   религиозных   воззрений.   Психоаналитик   обязан   изучать
человеческую   реальность,   которая   скрывается   и   за  религией,  и  за
нерелигиозными символическими системами.  Он понимает,  что весь вопрос не в
том, возвратится ли человек к религии и вере в бога, но в том, живет ли он в
любви и  мыслит  ли  он  по  истине.  Если  это  так,  то  употребляемые  им
символические  системы  второстепенны.  Если же нет,  то они вообще не имеют
значения.

Фрейд и Юнг


  Фрейд разбирал проблему отношения религии и психоанализа в одной из  своих
самых  глубоких  и  блестящих  работ  - "Будущем одной иллюзии".  Юнг (*6*),
первым из психоаналитиков понявший,  что мифы и  религиозные  идеи  являются
выражением  глубоких  инсайтов,  обсуждал тот же вопрос в лекциях 1937 года,
опубликованных под названием "Психология и религия".
  Попытаюсь кратко резюмировать их позиции. При этом я буду иметь в виду три
цели:
  1. Обрисовать  состояние  проблемы  и  указать  на  отправной  пункт  моих
рассуждений.
  2. Предварить  дальнейшее изложение разъяснением некоторых фундаментальных
понятий, используемых Фрейдом и Юнгом.
  3. Оспорить широко распространенное мнение,  будто Фрейд "против" религии,
а Юнг - "за" нее,  - это позволит нам увидеть ложность такого сверхупрощения
и обсудить двусмысленности, заключенные в словах "религия" и "психоанализ".
  Какова позиция Фрейда по отношению к религии в "Будущем одной иллюзии"?
  По Фрейду,    религия    возникает   из   беспомощности   человека   перед
противостоящими силами природы и внутренними инстинктивными силами.  Религия
появляется  на  ранней  ступени развития человечества,  когда человек еще не
может применить разум,  чтобы справиться  с  этими  внешними  и  внутренними
силами,  и  должен  подавлять  их  или  управлять  ими,  прибегая  к  помощи
"контраффектов" и других эмоций,  функция которых - в подавлении и  контроле
над тем, с чем разум не справляется.
  При этом человек создает  то,  что  Фрейд  называет  "иллюзией";  материал
берется   из   индивидуального  детского  опыта 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 37
 <<-