|
чтобы уверовать, но
чтобы спастись от невыносимого сомнения; они решаются на это не из
благочестия, но ради безопасности. Исследователь современной ситуации,
изучающий человеческую душу, - а не церковь - видит в этом шаге
симптом нервного расстройства.
На тех, кто пытается найти выход в возвращении к традиционной религии,
оказывают влияние взгляды церковников, согласно которым мы вынуждены
выбирать одно из двух: либо - религия, либо - образ жизни, где мы проявляем
заботу лишь об удовлетворении инстинктивных нужд и о материальном комфорте;
если мы не верим в бога, у нас нет причины - и права - верить в душу и ее
запросы. Выходит, что профессионально только священники и занимаются душой,
только они говорят от имени идеалов любви, истины, справедливости.
Но так было не всегда. Хотя в некоторых культурах, например в Египте,
жрецы действительно являлись "целителями души", в других - например, в
Греции - эту функцию, по крайней мере частично, выполняли философы. Сократ,
Платон, Аристотель (*2*) в заботе о человеческом счастье и душе опирались не
на откровение, а на авторитет разума. Они считали человека целью в себе и
важнейшим предметом изучения. В их трактатах по философии и этике
одновременно разбирались и психологические вопросы. Античная традиция была
продолжена в период Возрождения, и характерно, что первая книга, в названии
которой использовано слово psychologia, имела подзаголовок "Hoc est de
Perfectione Hominis" ("Сие о совершенствовании человека") (*). В эпоху
Просвещения (*3*) данная традиция достигла своей вершины. Веря в разум,
философы-просветители утверждали, что человек должен быть свободен как от
оков политических, так и от оков предрассудка и невежества. Они призывали к
уничтожению условий существования, порождавших иллюзии, а психологические
исследования были нацелены у них на выявление предпосылок человеческого
счастья. Условием счастья, говорили они, является внутренняя свобода
человека; только в этом случае он может быть здоров душою. Однако
впоследствии характер рационализма (*4*) Просвещения резко изменился.
Опьянев от материального процветания и успехов в покорении природы, человек
перестал считать самого себя первой заботой - и в жизни, и в теоретическом
исследовании. Разум, как средство обнаружения истины и проникновения сквозь
поверхность явлений к их сущности, уступил место интеллекту - простому
инструменту для манипулирования вещами и людьми. Человек разуверился в
способности разума установить правильность норм и идеалов человеческого
поведения.
(* Rudolf Goeckel, 1590. *)
Это изменение интеллектуальной и эмоциональной атмосферы оказало глубокое
воздействие на развитие психологии как науки. Если не брать исключительные
фигуры, такие, как Ницше и Кьеркегор, психология, как исследование души,
нацеленное на достижение добродетели и счастья, исчезла. Академическая
психология, пытаясь имитировать естествознание с его лабораторными методами
взвешивания и измерения, занималась чем угодно, но только не душой. Изучая
человека в лаборатории, она утверждала, что совесть, ценностные суждения,
знание добра и зла суть метафизические понятия, выходящие за пределы
психологической проблематики, и чаще всего решала мелкие проблемы,
соответствовавшие принятому "научному методу"; и она не выдвинула никаких
новых методов для исследования важнейших человеческих проблем. Тем самым
психология как наука утратила свой главный предмет - душу; она стала
заниматься "механизмами", формированием реакций, инстинктами, но обходила
наиболее специфические для человека феномены: любовь, разум, совесть,
ценности. Я употребляю слово "душа", а не "психика" или "сознание", потому
что именно оно ассоциируется с этими высшими человеческими силами.
Затем появился Фрейд, последний великий представитель рационализма
Просвещения и первый, кто показал его ограниченность. Он осмелился прервать
песни триумфа, которые распевал чистый интеллект. Фрейд показал, что разум -
ценнейшее и человечнейшее из качеств человека - сам подвержен искажающему
воздействию страстей, и только понимание этих страстей может освободить
разум и обеспечить его нормальную работу. Он показал как силу, так и
слабость человеческого разума и возвел в руководящий принцип новой терапии
слова "Истина сделает вас свободными" (*5*).
Вначале Фрейд думал, что занимается некоторыми формами болезни и их
лечением, однако постепенно осознал, что вышел далеко за пределы медицины,
возобновив традицию, согласно которой психология, как изучение человеческой
души, является теоретической основой для искусства жизни и достижения
счастья.
Метод Фрейда - психоанализ сделал возможным самое тонкое и интимное
исследование души. "Лаборатория" аналитика не оснащена приборами, он не
может взвесить или просчитать свои открытия, но он обладает способностью
проникать - сквозь сны, фантазии и ассоциации - в скрытые желания и тревоги
пациентов. В своей "лаборатории", опираясь лишь на наблюдение, разум и
собственные переживания, он обнаруживает, что душевную болезнь нельзя
понять, не обращаясь к моральным проблемам; что пациент болен, потому что
пренебрегал нуждами души. Аналитик - не теолог или философ и не претендует
на то, что компетентен в этих областях; но в качестве врачевателя души
аналитик занимается теми же проблемами, что и философия и теология - душой
человека и ее исцелением.
Определив задачи психоаналитика, мы обнаруживаем, что в настоящее время
изучением души профессионально занимаются две гр
|
|