|
у него есть способности к теоретической физике, и он хотел
поступить в аспирантуру и посвятить себя науке. Отец - состоятельный
бизнесмен, владелец крупной фабрики - настоял на том, чтобы сын занялся
производством, взял дело в свои руки и стал его преемником, а аргументировал
он это тем, что у него нет больше детей, фирма создана его собственными
руками, но доктор не советует ему работать с полной нагрузкой, и только
неблагодарный сын при таких обстоятельствах откажется выполнить волю
родителя. Молодой человек в конце концов сдался и занялся делами фирмы.
Тогда-то и начались его беды.
(* Этот пример, как и другие клинические иллюстрации, взят не из моей
практики, а из материалов студентов. Все детали изменены, чтобы исключить
какое-либо узнавание. *)
В чем здесь проблема и каким должно быть лечение? Ситуацию можно
рассмотреть с двух точек зрения. Можно сказать, что позиция отца совершенно
оправданна, и что сын спокойно последовал бы отцовскому совету, если бы не
иррациональное сопротивление, глубоко запрятанный антагонизм с отцом, и что
его желание стать физиком основано не столько на интересе к науке, сколько
на этом антагонизме и бессознательном желании причинить отцу неприятности. И
хотя сын послушался отца, но бороться с ним не перестал; фактически
антагонизм даже усилился после того, как он сдался. Проблемы вырастают
именно из этого антагонизма. Если его устранить, разобравшись с глубинными
причинами, никаких трудностей в принятии разумных решений не будет, а
беспокойство, сомнения и т. п. исчезнут.
Можно оценить ситуацию и иначе. Хотя отец имеет все основания желать,
чтобы сын вошел в дело, и вправе выразить это желание, у сына тоже есть
право - в моральном отношении даже обязанность - делать то, что говорят ему
совесть и чувство. Если он чувствует, что физика в наибольшей степени
соответствует его способностям и желаниям, то должен послушаться этого зова
души, а не выполнять желания отца. Антагонизм и в самом деле имеется, но это
не иррациональный антагонизм, зиждущийся на воображаемых основаниях, которые
после анализа исчезнут, но антагонизм рациональный, сформировавшийся как
реакция на авторитарно-собственническое отношение родителя. Если мы
посмотрим на трудности пациента с этой точки зрения, то определим недуг и
терапевтическую цель иначе. Симптом теперь видится в недостаточной
способности к самоутверждению и в боязни следовать собственным планам и
желаниям. Пациент будет излечен, если избавится от страха перед отцом; цель
терапии в том, чтобы помочь ему обрести мужество, самоутвердиться и
эмансипироваться. Мы обнаружим немало подавленной враждебности по отношению
к родителю, но эта враждебность должна пониматься не как причина, а как
результат недуга. Конечно, истинной может оказаться любая интерпретация, и,
исходя из детального знания характера пациента и характера его отца, следует
решить, какая из них в данном случае будет правильной. Но на суждение
аналитика будут также влиять его философия и система ценностей. Если вы
склонны верить, что "приспособление" к социальным образцам есть наивысшая
цель в жизни, что практические соображения, вроде продолжения дел фирмы,
увеличения прибыли, благодарности родителям, являются высшими человеческими
соображениями, то будете также склоняться и к тому, чтобы интерпретировать
недуг сына в терминах его иррационального антагонизма с отцом. Если, с
другой стороны, вы считаете, что цельность, независимость и интересная
работа важны для человека и являются высшими ценностями, то склонны будете
считать главными трудностями, которые следует преодолеть, неспособность сына
к самоутверждению и его страх перед отцом.
Приведу еще один пример. Талантливый писатель приходит к аналитику с
жалобами на головные боли и приступы головокружения. По мнению лечащего
врача, его организм в полном порядке. Писатель рассказывает историю своей
жизни вплоть до настоящего момента. Два года назад он принял предложение
работать в одном месте, которое было очень привлекательным с точки зрения
денег, стабильности положения и престижа. В житейском плане получение этой
работы было настоящим успехом. С другой стороны, теперь он обязан был писать
вещи, которые противоречили его убеждениям. Писатель потратил огромное
количество энергии, пытаясь согласовать свои действия с совестью, изобретая
сложные конструкции для доказательства того, что эта работа в
действительности не затрагивает его интеллектуальной и моральной честности.
Начались головные боли и ощущения головокружения. Нетрудно увидеть, что
симптомы являются выражением неразрешимого конфликта между его тягой к
деньгам и престижу, с одной стороны, и его моральными угрызениями - с
другой. Но если мы спросим, в чем патологический, невротический элемент в
данном конфликте, то разные психоаналитики могут оценить ситуацию различным
образом. Можно доказывать, что поступление на такую работу вполне нормальное
решение, признак здорового приспособления к культуре и что шаг, сделанный
писателем, совершил бы также любой нормальный, здоровый человек.
Невротическим элементом в ситуации является неспособность принять свое
собственное решение. Возможно, мы найдем здесь старое чувство вины,
принадлежащее детству, - чувство вины, связанное с Эдиповым комплексом,
мастурбацией, воровством и т. д. Здесь также может быть тенденция к
самонаказанию, которая заставляет его чувствовать себя плохо как раз тогда,
когда он достигает успеха. С этой точки зрения терапевтическая проблема
заключается в его неспособности самостоятельно принять разумное решение;
чтобы вылечиться, ему надо избавиться от угрызений совес
|
|