|
аналитик пытается найти
ответ на вопрос, является ли, и в какой степени, система мышления
рационализацией и насколько эта система значима.
Психоаналитик обнаруживает, что одна и та же человеческая реальность может
скрываться за различными религиями, а также что противоположные человеческие
установки могут лежать в основании одной и той же религии. Например,
человеческая реальность за учениями Будды, Исаии, Христа, Сократа или
Спинозы, в сущности, одна и та же. Она определяется стремлением к любви,
истине и справедливости. Человеческие реальности за теологической системой
Кальвина и за авторитарными политическими системами также очень похожи. По
духу это - повиновение власти и отсутствие любви и уважения к индивиду.
Подобно тому как родительская забота о ребенке может быть выражением
любви, но может выражать и желание осуществлять контроль и господство, также
и религиозное утверждение может выражать совершенно противоположные
человеческие установки. Мы не отбрасываем утверждения, но смотрим на них в
определенной перспективе, и стоящая за ними человеческая реальность дает нам
третье измерение. Это особенно касается искренности постулата любви: "По
плодам их узнаете их..." (Мф. 7: 20). Если религиозные учения способствуют
росту, силе, свободе и счастью верующих в них людей, мы видим плоды любви.
Если они ведут к ущемлению человеческих способностей, к несчастью и
отсутствию каких-либо плодов, то рождены не любовью, - и неважно, как хотела
бы представить этот вопрос догма.
Психоаналитик - "врачеватель души"
Сушествуют различные школы психоанализа - от более или менее строгих
последователей теории Фрейда до "ревизионистов", различающихся в той мере, в
какой они вносят изменения во фрейдовские концепции (*). Для нас, однако,
гораздо важнее различие между психоанализом, занимающимся проблемой
социального приспособления, и психоанализом, направленным на
"исцеление души" (**).
(* См.: Thompson С., Muliahy P. Psychoanalysis: Evolution and Development.
Hermitage House, Inc., 1950; Muliahy P. Oedipus - Myth and Complex.
Hermitage House, Inc., 1948. *)
(** Отметим здесь, что термин "исцеление" имеет не только современное
значение "курса лечения", но и более широкий смысл - "заботы". **)
В первый период своего развития психоанализ был ответвлением медицины, его
цель заключалась в лечении болезней. Пациенты, приходившие к психоаналитику,
страдали симптомами, которые мешали им в повседневной жизни; такие симптомы
выражались в ритуалистических компульсивных неврозах, навязчивых идеях,
фобиях, параноидальных системах мышления и т. д. Эти пациенты отличались от
обычных только тем, что причины их болезней находились не в теле, а в
психике; терапия, следовательно, касалась не соматических, а психических
феноменов. Но сама цель психоаналитической терапии не отличалась от
медицинской - это было устранение симптомов. Если у пациента проходила
психогенная тошнота или такого же рода кашель, если он освобождался от
вынужденных действий или навязчивых мыслей, то считался излеченным.
В ходе работы Фрейд и его сотрудники начали понимать, что симптом - лишь
самое заметное и как бы "драматическое" выражение невротических нарушений и,
чтобы достигнуть продолжительного, а не чисто симптоматического облегчения,
следует проанализировать характер пациента и помочь ему в переориентации.
Этот подход был подкреплен и новой тенденцией среди самих пациентов. Многие
люди, приходившие к психоаналитикам, не были больны в традиционном смысле
слова, они не имели никаких явных симптомов, о которых говорилось выше. Не
были они и сумасшедшими. Часто их не считали больными их родные и друзья; и
все же они испытывали "затруднения в жизни" - если использовать определение,
данное Салливаном (*20*) предмету психиатрии, - что и приводило их к
психоаналитику. Такие жизненные трудности, разумеется, не были каким-то
новым явлением. Всегда были люди, которые чувствовали себя неуверенно или
приниженно, не находили счастья в браке, испытывали затруднения при
выполнении работы, были лишены радости труда, боялись других людей и т. д.
Они приходили за помощью к священнику, к друзьям, к философам или "просто
жили" со своими бедами, не прося никого о помощи. Фрейд и его школа впервые
предложили всеобъемлющую теорию характера и объяснили, что такое "жизненные
трудности", в том случае, если они являются следствием структуры характера;
тем самым появилась надежда на изменения. Таким образом, психоанализ
переместил акцент с терапии невротических симптомов на терапию
"трудностей в жизни", коренящихся в невротическом характере.
Относительно просто решить, в чем заключается терапевтическая цель в
случаях истерической тошноты или навязчивых мыслей, но не так-то просто
решить, какой должна быть терапевтическая цель в случае невроза характера.
Непросто даже сказать, от чего в данном случае пациент страдает.
Следующий пример пояснит, что я имею в виду (*). Молодой человек 24 лет
приходит к аналитику и рассказывает, что с той поры, как два года назад
закончил колледж, он чувствует себя несчастным. Он работает в фирме своего
отца, но не радуется работе, у него нет настроения, часто происходят ссоры с
отцом; более того, ему трудно принимать даже самые незначительные решения.
Все это началось за несколько месяцев до окончания колледжа. Преподаватель
сказал, чт
|
|