|
ной секты.
Бедный портной пришел к хасидскому раввину на следующий день после Дня
искупления и сказал: "Вчера у меня вышел спор с богом. Я сказал ему: боже,
ты совершил грехи и я совершил грехи. Но ты совершил грехи тяжкие, а я
совершил грехи незначительные. Что сделал ты? Ты разделил матерей с детьми и
позволил людям голодать. Что совершил я? Иногда я не возвращал остатки ткани
заказчику, иногда чуть-чуть не соблюдал закон. Но вот что я скажу тебе,
боже. Я прощу тебе твои грехи, а ты простишь мне мои. И мы будем квиты". На
что раввин ответил: "Дурак ты дурак! Как же ты его отпустил? Ведь ты мог
заставить его прислать мессию".
Здесь еще яснее, чем в истории с Авраамом, выступает та идея, что бог
обязан держать свое слово, как и человек - свое. Если бог не выполняет
обещания положить конец человеческим страданиям, человек вправе обвинить
его, фактически принудить к выполнению обещания. И хотя обе приведенные выше
истории не выходят за рамки монотеистической религии, человеческое
отношение, лежащее в их основе, глубоко отличается от готовности Авраама
пожертвовать Исааком или от восславления Кальвином диктаторских наклонностей
бога.
Раннее христианство было гуманистическим, а не авторитарным учением, что
очевидно из духа и буквы всех высказываний Иисуса. Наставление Иисуса
"...Царствие божие внутрь вас есть" (Лк. 17: 21) является простым и ясным
выражением неавторитарного мышления. Однако всего через несколько сот лет
после того, как христианство из религии бедных и скромных земледельцев,
ремесленников и рабов (Am haarez) превратилось в религию правителей Римской
империи, доминировать стала авторитарная тенденция. Но и тогда конфликт
авторитарных и гуманистических принципов в христианстве не прекратился. Это
был конфликт Августина и Пелагия, католической церкви и множества
еретических групп, конфликт между различными сектами внутри протестантизма.
Гуманистический, демократический элемент никогда не исчезал в истории
христианства и иудаизма и даже получил одно из своих мощных проявлений в
мистической мысли, возникшей внутри этих религий. Мистики были глубоко
воодушевлены силой человека, его подобием богу, той идеей, что бог нуждается
в человеке, как и человек - в боге; они поняли, что человек создан по образу
божьему, в смысле фундаментального тождества бога и человека. Не страх и
повиновение, но любовь и утверждение собственных сил лежат в основе
мистического опыта. Бог - это символ не власти над человеком, но
человеческого самовластия.
До сих пор мы обсуждали отличительные черты авторитарной и гуманистической
религий главным образом в описательных терминах. Однако психоаналитик должен
перейти от описания подходов к анализу их динамики, и именно здесь он может
добыть знание, которое другим исследователям недоступно. Полное понимание
того или иного подхода требует внимания к тем сознательным и в особенности
бессознательным процессам, происходящим в индивиде, которые диктуют
необходимость и условия развития данного подхода.
В гуманистической религии бог - образ высшей человеческой самости, символ
того, чем человек потенциально является или каким он должен стать; в
авторитарной религии бог - единственный обладатель того, что первоначально
принадлежало человеку: он владеет его разумом и его любовью. Чем совершеннее
бог, тем несовершеннее человек. Человек проецирует лучшее, что у него
имеется на бога и тем самым обедняет себя. Теперь вся любовь, мудрость и
справедливость принадлежат богу, человек же лишен этих качеств, он опустошен
и обездолен. Начав с чувства собственной малости, он стал теперь совершенно
безвластным и лишился силы; все его силы спроецированы на бога. Такую же
проекцию можно иногда наблюдать в межличностных отношениях мазохистского
типа, когда один человек внушает благоговение другому, и тот приписывает ему
свои собственные силы и стремления. Этот же механизм заставляет наделять
вождей самых бесчеловечных обществ качествами высшей мудрости и доброты (*).
(* См. обсуждение симбиотических отношений (*18*) в книге: Escape from
Freedom, p. 158 ff. *)
Когда человек проецирует свои лучшие способности на бога, каким становится
его отношение к собственным силам? Они отделились от него, человек
отчужден от себя. Все, чем он обладал, принадлежит теперь богу, и в
нем самом ничего не осталось. Только через посредство бога он имеет
доступ к самому себе. Поклоняясь богу, он пытается соприкоснуться с той
частью самости, которую утратил. Отдав богу все, что у него было, человек
умоляет бога вернуть что-нибудь из того, что ему ранее принадлежало. Но,
отдав свое, он теперь в полной власти у бога. Он чувствует себя "грешником",
поскольку лишил себя всего благого, и только божьей милостью или благодатью
может возвратить то, что единственно и делает его человеком. И чтобы убедить
бога дать ему немного любви, он должен доказать ему, насколько лишен ее;
чтобы убедить бога, что нуждается в руководстве высшей мудрости, он должен
доказать, насколько лишен мудрости, когда предоставлен самому себе.
Но отчуждение от собственных сил не только ставит человека в рабскую
зависимость от бога, но и делает его злым. Он лишается веры в окружающих и в
самого себя, лишается опыта собственной любви, собственного разума. В
результате "священное" отделяется от "мирского". В миру человек поступает
без любви; в той части своей жизни, которая отдана религии, он чувствует
себя грешником (он и есть грешник, поскольку жизнь без любви есть грех) и
пытается вернуть потерянную человечность, соприкас
|
|