|
егут, потому что наступает конец света, он
спросил, какой именно кролик сказал им об этом. Они указали на того, кто
побежал первым. Будда спросил этого кролика: "Где ты был и что делал, когда
тебе подумалось, будто наступил конец света?" Кролик ответил: "Я спал под
манговым деревом" - "Вероятно, ты услышал шум падающего плода, - сказал
Будда, - шум разбудил тебя, ты испугался и подумал, что наступает конец
света. Пойдем к дереву и посмотрим, верно ли это". Они пошли к дереву и
обнаружили, что именно так все и произошло. Так Будда спас животное царство
от гибели.
Я привел эту историю не только в качестве одного из первых примеров
аналитического исследования причин страха и слухов; она, кроме того, хорошо
передает дух буддизма, любовь и заботу по отношению к созданиям животного
мира и в то же время глубокое, рациональное понимание мира и уверенность в
человеческих силах.
Дзен-буддизм, более поздняя буддийская секта, антиавторитарен в еще
большей степени. Согласно дзену, знание не имеет никакой ценности, если не
вырастает из нас самих; никакой авторитет, никакой учитель не научит нас
ничему, кроме сомнений; слова и системы мышления опасны, потому что легко
превращаются в предметы поклонения. Сама жизнь должна быть постигнута и
пережита в своем течении; в этом и заключается добродетель. Для дзена
характерна, например, следующая история:
"Когда Танкэ из Танской династии зашел в столичный храм, было очень
холодно, поэтому, взяв одно из выставленных там изображений Будды, он разжег
из него костер. Смотритель, увидев это, сильно разгневался и вскричал: "Как
ты посмел сжечь деревянное изображение Будды?"
Танкэ стал копаться в золе, как бы ища что-то, и сказал: "Я соберу святые
сарири (что-то вроде минерального остатка, находимого после кремации
человеческого тела и считающегося символом святости жизни. - Э. Ф.) в
золе".
"Каким образом, - сказал смотритель, - можешь ты собрать сарири
деревянного Будды?"
Танкэ ответил: "Если сарири нет, можно ли мне подложить в огонь оставшихся
двух Будд?"
Смотритель изображений потерял впоследствии обе брови за протесты против
очевидной нечестивости Танкэ, а на последнего гнев Будды так никогда и не
пал" (*).
(* Suzuki D. Т. An Introduction to Zen Buddhism. Rider & Co., 1948, p.
124. См. также другие работы проф. Сузуки (*16*) о дзене, а также: Humphrey
Ch. Zen Buddhism. W. Heinemann, Ltd., 1949. *)
Иллюстрацией гуманистической религиозной системы является и религиозная
мысль Спинозы. Хотя его язык - это язык средневековой теологии, в
спинозовском понятии бога нет и следа авторитаризма. Бог не мог бы создать
мир иным; он ничего не может изменить; фактически бог тождествен всей
Вселенной в целом. Человек должен видеть свою ограниченность и сознавать
зависимость от сил вне себя, над которыми он не властен. И все же у него
есть способности любви и разума. Он может развить их и достичь свободы и
внутренней силы.
Элементы авторитарной и гуманистической религии можно найти и внутри одной
и той же религии; примером является наша собственная религиозная традиция.
Поскольку данное различение фундаментально, я проиллюстрирую его на
источнике, с которым более или менее знаком каждый.
Начало Ветхого завета (*) написано в духе авторитарной религии. Бог
изображается как абсолютный глава патриархального клана, он создал человека
по своему желанию и может уничтожить его по своей воле. Он запретил ему
вкушать с древа познания добра и зла, пригрозив смертью за нарушение
запрета. Но змей, "хитрее всех зверей полевых", говорит Еве: "Нет, не
умрете, но знает бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза
ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло" (Быт. 3: 4- 5). Своими
действиями бог доказывает правоту змея. Когда Адам и Ева совершают грех, он
наказывает их, провозглашая вражду между человеком и природой, между
человеком и землею с животными, между мужчиной и женщиной. Но человек не
умирает. Однако он "стал как один из нас, зная добро и зло; и теперь как бы
не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не
стал жить вечно" (Быт. 3: 22), поэтому бог изгоняет Адама и Еву из Эдема и
ставит на востоке у сада ангела с пламенным мечом, "чтобы охранять путь к
дереву жизни".
(* Тот исторический факт, что начало Библии, возможно, не является самой
древней ее частью, здесь не имеет значения, поскольку мы используем текст
лишь как иллюстрацию принципов, а не для установления исторических
приоритетов. *)
Из текста вполне ясно, в чем грех человека: это восстание против повеления
бога, это непослушание, а не какая-то греховность, заключенная во вкушании с
древа познания. Напротив, в дальнейшем религиозном развитии познание добра и
зла стало главной добродетелью, к которой может стремиться человек. Из
текста ясен и мотив бога: это забота о своем собственном превосходстве,
ревнивая боязнь человеческого притязания на равенство.
Поворотный пункт в отношениях между богом и человеком - история о потопе.
Когда бог увидел, "что велико развращение человеков на земле... раскаялся
господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал
господь: истреблю с лица земли человеков
|
|