|
тра), по-видимому,
только стилизация мужских гениталий. В древности подобия мужского члена
считались самыми сильными защитными средствами (Apotropaea) против дурных
влияний, и с этим связано то, что в приносящих счастье амулетах нашего времени
всегда легко узнать генитальные или сексуальные символы. Рассмотрим такой набор,
который носится в виде маленьких серебряных брелоков: четырехлистный клевер,
свинья, гриб, подкова, лестница и трубочист. Четырехлистный клевер, собственно
говоря, заменяет трехлистный; свинья – древний символ плодородия; гриб –
несомненно, символ пениса, есть грибы, которые из-за своего несомненного
сходства с мужским членом получили при классификации название Phallus
impudicas; подкова повторяет очертание женского полового отверстия, а трубочист,
несущий лестницу, имеет отношение к этой компании потому, что делает такие
движения, с которыми в простонародье сравнивается половой акт (см.
Anthropophyteia). С его лестницей как сексуальным символом мы познакомились в
сновидении; нам на помощь приходит употребление в немецком языке слова
«steigen» [подниматься], применяемого в специфически сексуальном смысле.
Говорят: «Den Frauen nachsteigen» [приставать к женщинам] и «ein alter Steiger»
[старый волокита]. По-французски ступенька называется la marche, мы находим
совершенно аналогичное выражение для старого бонвивана «un vieux marcheur». С
этим, вероятно, связано то, что при половом акте многих крупных животных самец
взбирается, поднимается (steigen, besteigen) на самку.
[186]
Срывание ветки как символическое изображение онанизма не только совпадает с
простонародным изображением онанистического акта, но имеет и далеко идущие
мифологические параллели. Но особенно замечательно изображение онанизма или,
лучше сказать, наказания за него, кастрации, посредством выпадения и вырывания
зубов, потому что этому есть аналогия в фольклоре, которая, должно быть,
известна очень немногим лицам, видящим их во сне. Мне кажется несомненным, что
распространенное у столь многих народов обрезание является эквивалентом и
заменой кастрации. И вот нам сообщают, что в Австралии известные примитивные
племена вводят обрезание в качестве ритуала при наступлении половой зрелости
(во время празднеств по случаю наступления совершеннолетия), в то время как
другие, живущие совсем рядом, вместо этого акта вышибают один зуб.
Этими примерами я закончу свое изложение. Это всего лишь примеры; мы больше
знаем об этом, а вы можете себе представить, насколько содержательнее и
интереснее получилось бы подобное собрание примеров, если бы оно было
составлено не дилетантами, как мы, а настоящими специалистами в области
мифологии, антропологии, языкознания, фольклора. Напрашиваются некоторые выводы,
которые не могут быть исчерпывающими, но дают нам пищу для размышлений.
Во-первых, мы поставлены перед фактом, что в распоряжении видящего сон
находится символический способ выражения, которого он не знает и не узнает в
состоянии бодрствования. Это настолько же поразительно, как если бы вы сделали
открытие, что ваша прислуга понимает санскрит, хотя вы знаете, что она родилась
в богемской деревне и никогда его не изучала. При наших психологических
воззрениях нелегко объяснить этот факт. Мы можем только сказать, что знание
символики не осознается видевшим
[187]
сон, оно относится к его бессознательной духовной жизни. Но и этим
предположением мы ничего не достигаем. До сих пор нам необходимо было
предполагать только бессознательные стремления, такие, о которых нам временно
или постоянно ничего не известно. Теперь же речь идет о бессознательных знаниях,
о логических отношениях, отношениях сравнения между различными объектами,
вследствие которых одно постоянно может замещаться другим. Эти сравнения не
возникают каждый раз заново, они уже заложены готовыми, завершены раз и
навсегда; это вытекает из их сходства у различных лиц, сходства даже,
по-видимому, несмотря на различие языков.
Откуда же берется знание этих символических отношений? Только небольшая их
часть объясняется словоупотреблением. Разнообразные параллели из других
областей по большей части неизвестны видевшему сон; да и мы лишь с трудом
отыскивали их.
Во-вторых, эти символические отношения не являются чем-то таким, что было бы
характерно только для видевшего сон или для работы сновидения, благодаря
которой они выражаются. Ведь мы узнали, что такая же символика используется в
мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, в общепринятом
словоупотреблении и поэтической фантазии.1
Область
–
1 Идея о том, что в картинах сновидений имеется символическое содержание,
требующее особого истолкования, сложилась в древнейшие времена. Обычно этому
содержанию придавался прогностический смысл, хотя доступных логическому
обоснованию и эмпирической проверке доказательств правомерности такого подхода
не приводилось. Своеобразие позиции Фрейда, ставшей предметом острых дискуссий
и побудившей многих сторонников признания важной роли бессознательных влечений
отойти от того варианта психоанализа, который создал Фрейд, заключалось в том,
что в качестве основного принципа объяснения содержания сновидений был выдвинут
принцип сексуальной символики. Образы любых явлений, представляемых субъектом в
сновидном состоянии, Фрейд сгруппировал в различные формы сексуальной символики.
[188]
символики чрезвычайно обширна, символика сновидений является ее малой частью,
даже нецелесообразно приступать к рассмотрению всей этой проблемы исходя из
сновидения. Многие употребительные в других областях символы в сновидениях н
|
|