|
льностью.
Символика гениталий тоже не является чем-то присущим только сновидению. Каждому
из вас случается быть невежливым и назвать женщину «alte Schachtel» [старая
колода], не зная, что вы пользуетесь при этом символом гениталий. В Новом
Завете сказано: женщина – сосуд скудельный. Священное Писание евреев, так
приближающееся по стилю к поэтическому, полно сексуально-символических
выражений, которые не всегда правильно понимались и толкование которых,
например, Песни Песней, привело к некоторым недоразумениям. В более поздней
еврейской литературе очень распространено изображение женщины в виде дома, в
котором дверь считается половым отверстием. Муж жалуется, например, в случае
отсутствия девственности, что нашел дверь открытой. Символ стола для женщины
также известен в этой литературе. Женщина говорит о своем муже: я приготовила
ему стол, ко он его перевернул. Хромые дети появляются из-за того, что муж
перевернул стол. Эти факты я беру из статьи Л. Леви из Брюнна: «Сексуальная
символика библии и талмуда» (1914).
То, что и корабли в сновидении означают женщин, поясняют нам этимологи, которые
утверждают, что первоначально кораблем (Schiff) назывался глиняный сосуд и это
было то же слово, что овца (Schaff). Греческое сказание о Периандре из Коринфа
и его жене
[183]
Мелиссе подтверждает, что печь означает женщину и чрево матери. Когда, по
Геродоту, тиран вызвал тень своей горячо любимой, но убитой из ревности супруги,
чтобы получить от нее некоторые сведения, умершая удостоверила себя
напоминанием, что он, Периандр, поставил свой хлеб в холодную печь, намекая на
событие, о котором никто другой не мог знать. В изданной Ф. С. Крауссом
Anthropophyteia, незаменимом источнике всего, что касается половой жизни
народов, мы читаем, что в одной немецкой местности о женщине, разрешившейся от
бремени, говорят, что у нее обвалилась печь. Приготовление огня, все, что с ним
связано, до глубины проникнуто сексуальной символикой. Пламя всегда является
мужскими гениталиями, а место огня, очаг – женским лоном.
Если, быть может, вы удивлялись тому, как часто ландшафты в сновидении
используются для изображения женских гениталий, то от мифологов вы можете
узнать, какую роль мать-земля играла в представлениях и культах древности и как
понимание земледелия определялось этой символикой. То, что в сновидении комната
(Zimmer) представляет женщину (Frauenzimmer), вы склонны будете объяснить
употреблением в нашем языке слова Frauenzimmer [баба] вместо Frau, т. е. замены
человеческой личности предназначенным для нее помещением. Подобным же образом
мы говорим о Высокой Порте и подразумеваем под этим султана и его
правительство; название древнеегипетского властителя фараона также означало не
что иное, как «большой двор». (В Древнем Востоке дворы между двойными воротами
города являются местом сборища, как рыночные площади в классическом мире.) Я,
правда, думаю, что это объяснение слишком поверхностно. Мне кажется более
вероятным, что комната как пространство, включающее в себя человека, стала
символом женщины. Мы уже ведь знаем,
[184]
что слово «дом» употребляется в этом значении; из мифологии и поэтических
выражений мы можем добавить в качестве других символов женщины еще город, замок,
дворец, крепость. Вопрос было бы легче решить, используя сновидения лиц, не
знающих и не понимающих немецкого языка. В последние годы я лечил
преимущественно иностранцев и, насколько помню, в их языках не было
аналогичного словоупотребления. Есть и другие доказательства тому, что
символическое отношение может перейти языковые границы, что, впрочем, уже
утверждал старый исследователь сновидений Шуберт (1814). Впрочем, ни один из
моих пациентов не был абсолютно не знаком с немецким языком, так что я
предоставляю решить этот вопрос тем психоаналитикам, которые могут собрать опыт
в других странах, исследуя лиц, владеющих одним языком.
Среди символов, изображающих мужские гениталии, едва ли найдется хоть один,
который не употреблялся бы в шуточных, простонародных или поэтических
выражениях, особенно у классических поэтов древности. К ним относятся не только
символы, встречающиеся в сновидениях, но и новые, например, различные
инструменты, в первую очередь плуг. Впрочем, касаясь символического изображения
мужского, мы затрагиваем очень широкую и горячо оспариваемую область, от
углубления в которую из соображений экономии мы хотим воздержаться. Лишь по
поводу одного, как бы выпадающего из ряда символа «три» мне хотелось бы сделать
несколько замечаний. Еще неясно, не обусловлена ли отчасти святость этого числа
данным символическим отношением. Но несомненным кажется то, что вследствие
такого символического отношения некоторые встречающиеся в природе трехчастные
предметы, например трилистник, используются в качестве
[185]
гербов и эмблем. Так называемая французская лилия, тоже трехчастная, и странный
герб двух так далеко расположенных друг от друга островов, как Сицилия и остров
Мен, Triskeles (три полусогнутые ноги, исходящие из одного це
|
|