Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Зигмунд Фрейд :: Зигмунд Фрейд - Введение В Психоанализ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 255
 <<-
 
него не все в порядке in Oberstьbchen [чердак не в 
порядке]. В анатомии отверстия тела прямо называются Leibespforten [ворота 
тела].

То, что родители в сновидении появляются в виде императорской или королевской 
четы, сначала кажется удивительным. Но это находит свою параллель в сказках. 
Разве не возникает у нас мысль, что в начале многих сказок вместо: «жили-были 
король с королевой» должно было бы быть: «жили-были отец с матерью»? В семье 
детей в шутку называют принцами, а старшего наследником (Kronprinz). Король сам 
называет себя отцом страны [Landesvater, по-русски – царь-батюшка]. Маленьких 
детей в шутку мы называем червяками [по-русски – клопами] и сострадательно 
говорим: бедный червяк [das arme Wurm; по-русски – бедный клоп].

Вернемся к символике дома. Когда мы во сне пользуемся выступами домов, чтобы 
ухватиться, не напоминает ли это известное народное выражение 
для

–
1 Выдвинутое Фрейдом толкование мифа, согласно современным научным 
представлениям, является совершенно неверным, игнорирующим своеобразие 
мифологического сознания как особой формы неадекватного осмысления 
действительности. 
[180]
сильно развитого бюста: у этой есть за что подержаться? Народ выражается в 
таких случаях и иначе, он говорит: Sie hat viel Holz vor dem Haus [у этой много 
дров перед домом], как будто желая прийти нам на помощь в нашем истолковании 
дерева как женского, материнского символа.

И еще о дереве. Нам неясно, как этот материал стал символически представлять 
материнское, женское. Обратимся за помощью к сравнительной филологии. Наше 
немецкое слово Holz [дерево] одного корня с греческим ili, что означает 
«материал», «сырье». Тут мы имеем дело с довольно частым случаем, когда общее 
название материала в конце концов сохранилось за одним частным. В океане есть 
остров под названием Мадейра. Так как он весь был покрыт лесом, португальцы 
дали ему это название, когда открыли его. Madeira на португальском языке значит 
«лес». Но легко узнать, что madeira не что иное, как слегка измененное 
латинское слово materia, что опять-таки обозначает материю вообще. A materia 
происходит от слова mater – мать. Материал, из которого что-либо состоит, 
является как бы материнской частью. Таким образом, это древнее понимание в 
символическом употреблении продолжает существовать.

Рождение в сновидении постоянно выражается отношением к воде; бросаться в воду 
или выходить из нее означает рождать или рождаться. Не следует забывать, что 
этот символ вдвойне оправдан ссылкой на историю развития. Не только тем, что 
все наземные млекопитающие, включая предков человека, произошли от водяных 
животных – это весьма отдаленная аналогия, – но и тем, что каждое млекопитающее,
 каждый человек проходит первую фазу своего существования в воде, а именно как 
эмбрион в околоплодной жидкости в чреве матери, а при рождении выхо– 
[181]
дит из воды. Я не хочу утверждать, что видевший сон знает это, напротив, я 
считаю, что ему и не нужно этого знать. Он, вероятно, знает что-нибудь другое, 
что ему рассказывали в детстве, но и здесь я буду утверждать, что это знание не 
способствовало образованию символа. В детской ему говорили, что детей приносит 
аист, но откуда он их берет? Из пруда, из колодца, т. е. опять-таки из воды. 
Один из моих пациентов, которому это сказали, когда он был маленьким, исчез 
после этого на все послеобеденное время. Наконец его нашли на берегу пруда у 
замка, он лежал, приникнув личиком к поверхности воды и усердно искал на дне 
маленьких детей.

В мифах о рождении героя, подвергнутых сравнительному исследованию О. Ранком 
(1909), самый древний из которых о царе Саргоне из Агаде, около 2800 лет до Р. 
X., преобладающую роль играет бросание в воду и спасание из воды. Ранк открыл, 
что это – изображения рождения, аналогичные таким же в сновидении. Если во сне 
спасают из воды какое-нибудь лицо, то считают себя его матерью или просто 
матерью; в мифе лицо, спасающее ребенка из воды, считается его настоящей 
матерью. В известном анекдоте умного еврейского мальчика спрашивают, кто был 
матерью Моисея. Он не задумываясь отвечает: принцесса. Но как же, возражают ему,
 она ведь только вытащила его из воды. Так говорит она, отвечает мальчик, 
показывая, что правильно истолковал миф.

Отъезд означает в сновидении смерть, умирание. Принято так же отвечать детям на 
вопрос, куда девалось умершее лицо, отсутствие которого они чувствуют, что оно 
уехало. Я опять хотел бы возразить тем, кто считает, что символ сновидения 
происходит от этого способа отделаться от ребенка. Поэт пользуется такой же 
символикой, говоря о загробной жизни как 
[182]
о неоткрытой стране, откуда не возвращался ни один путник (по traueller). В 
обыденной жизни мы тоже часто говорим о последнем пути. Всякий знаток древнего 
ритуала знает, как серьезно относились к представлению о путешествии в страну 
мертвых, например, в древнеегипетской религии. До нас дошла во многих 
экземплярах Книга мертвых, которой, как бедекером, снабжали в это путешествие 
мумию. С тех пор как кладбища были отделены от жилищ, последнее путешествие 
умершего стало ре
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 255
 <<-