Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Зигмунд Фрейд :: Зигмунд Фрейд - Введение В Психоанализ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 255
 <<-
 
гой момент, затемняющий сновидение, этот новый фактор его искажения мы 
откроем, если обратим внимание на изъян нашей техники. Я уже признавался вам, 
что анализируемым иногда действительно ничего не приходит в голову по поводу 
отдельных элементов сновидения. Правда, это происходит не так часто, как они 
утверждают; в очень многих случаях при настойчивости мысль все-таки можно 
заставить появиться. Но бывают, однако, случаи, в которых ассоциация не 
получается или, если ее вынудить, она не дает того, что мы от нее ожидаем. Если 
[168]
это происходит во время психоаналитического лечения, то приобретает особое 
значение, о чем мы не будем здесь говорить. Но это случается и при толковании 
сновидений у нормальных людей или при толковании своих собственных сновидении. 
Когда видишь, что никакая настойчивость не помогает, то в конце концов 
убеждаешься, что нежелательная случайность регулярно повторяется при 
определенных элементах сновидения, и тогда начинаешь видеть новую 
закономерность там, где сначала предполагал только несостоятельность техники.

В таких случаях возникает соблазн самому истолковать эти «немые» элементы 
сновидения, предпринимаешь их перевод (Ьbersetzung) собственными средствами. 
Само собой получается, что, если довериться такому замещению, каждый раз 
находишь для сновидения вполне удовлетворяющий смысл; а до тех пор, пока не 
решишься на этот прием, сновидение остается бессмысленным и его связность 
нарушается. Повторение многих чрезвычайно похожих случаев придает нашей вначале 
робкой попытке необходимую уверенность.

Я излагаю все несколько схематично, но это вполне допустимо в дидактических 
целях, и мое изложение не фальсификация, а некоторое упрощение.

Таким образом для целого ряда элементов сновидений получаешь одни и те же 
переводы, подобно тем, какие можно найти в наших популярных сонниках для 
всевозможных приснившихся вещей. Однако не забывайте, что при нашей 
ассоциативной технике постоянные замещения элементов сновидения никогда не 
встречались.

Вы сразу же возразите, что этот путь толкования кажется вам еще более 
ненадежным и спорным, чем прежний посредством свободных ассоциаций. Но здесь 
следует кое-что добавить. Когда благодаря опыту на– 
[169]
капливается достаточно таких постоянных замещений, начинаешь понимать, что это 
частичное толкование действительно возможно исходя из собственных знаний, что 
элементы сновидения действительно можно понять без [использования] ассоциации 
видевшего сон. Каким образом можно узнать их значение, об этом будет сказано во 
второй части нашего изложения.

Это постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом мы называем 
символическим (symbolische), сам элемент сновидения символом (Symbol) 
бессознательной мысли сновидения. Вы помните, что раньше при исследовании 
отношений между элементами сновидения и его собственным [содержанием] я выделил 
три вида таких отношений: части от целого, намека и образного представления. О 
четвертом я тогда упомянул, но не назвал его. Введенное здесь символическое 
отношение является этим четвертым. По поводу него имеются очень интересные 
соображения, к которым мы обратимся, прежде чем приступим к изложению наших 
специальных наблюдений над символикой. Символика, может быть, самая 
примечательная часть в теории сновидения.

Прежде всего: ввиду того, что символы имеют устоявшиеся переводы, они в 
известной мере реализуют идеал античного и популярного толкования сновидений, 
от которого мы при нашей технике так далеко ушли. Они позволяют нам иногда 
толковать сновидения, не расспрашивая видевшего сон, ведь он все равно ничего 
не сможет сказать по поводу символа. Если знать принятые символы сновидений и к 
тому же личность видевшего сон, условия, в которых он живет, и полученные им до 
сновидения впечатления, то часто мы оказываемся в состоянии без затруднений 
истолковать сновидение, перевести его сразу же. Такой фокус льстит толкователю 
и импонирует видевшему сон; это выгодно отличается от утомительной работы при 
[170]
расспросах видевшего сон. Но пусть это не введет вас в заблуждение. Мы не 
ставим перед собой задачу показывать фокусы. Толкование, основанное на знании 
символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативную или 
равняться с ней. Символическое толкование является только дополнением к ней и 
дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой. А что 
касается знания психической ситуации видевшего сон, то прошу принять во 
в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 255
 <<-