Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Психология :: Западная :: Общая психология :: Зигмунд Фрейд :: Зигмунд Фрейд - Введение В Психоанализ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 255
 <<-
 
 желая что-либо 
сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое; описки – когда то же 
самое происходит при письме, что может быть замечено или остаться незамеченным; 
очитки (Verlesen) – когда читают не то, что напечатано или написано; ослышки 
(Verhцren) – когда человек слышит не то, что ему говорят, нарушения слуха по 
органическим причинам сюда, конечно, не относятся. В основе другой группы таких 
явлений лежит забывание (Vergessen), но не длительное, а временное, когда 
человек не может вспомнить, например, имени (Name), которое он наверняка знает 
и обычно затем 
вспомина-

–
1 Изучение ошибочных действий являлось одной из главных тем психологических 
исследований Фрейда. Этой теме специально посвящена его работа «Психопатология 
обыденной жизни» (1901). 
[21]
ет, или забывает выполнить намерение (Vorsatz), о котором позднее вспоминает, а 
забывает лишь на определенный момент. В третьей группе явлений этот временной 
аспект отсутствует, как, например, при запрятывании (Verlegen), когда 
какой-либо предмет куда-то убираешь, так что не можешь его больше найти, или 
при совершенно аналогичном затеривании (Verlieren). Здесь перед нами забывание, 
к которому относишься иначе, чем к забыванию другого рода; оно вызывает 
удивление или досаду, вместо того чтобы мы считали его естественным. Сюда же 
относятся определенные ошибки-заблуждения (Irrtьmer),* которые также имеют 
временной аспект, когда на какое-то время веришь чему-то, о чем до и после 
знаешь, что это не соответствует действительности, и целый ряд подобных явлений,
 имеющих различные названия.

Внутреннее сходство всех этих случаев выражается приставкой «о-» или «за-» 
(Ver-) в их названиях. Почти все они весьма несущественны, в большинстве своем 
скоропреходящи и не играют важной роли в жизни человека. Только изредка 
какой-нибудь из них, например затеривание предметов, приобретает известную 
практическую значимость. Именно поэтому на них не обращают особого внимания, 
вызывают они лишь слабые эмоции и т. д.

Именно к этим явлениям я и хочу привлечь теперь ваше внимание. Но вы недовольно 
возразите мне: "В мире, как и в душевной жизни, более частной его области, есть 
столько великих тайн, в области психических расстройств так много удивительного,
 которое нуждается в объяснении и заслуживает его, что, 
пра-

–
* Слово «Irrtum» переводится буквально как «ошибка», «заблуждение». В настоящем 
издании оно в зависимости от контекста переводится либо как «ошибка», либо как 
«ошибка-заблуждение». – Прим. ред. перевода. 
[22]
во, жаль тратить время на такие мелочи. Если бы вы могли объяснить нам, каким 
образом человек с хорошим зрением и слухом среди бела дня может увидеть и 
услышать то, чего нет, а другой вдруг считает, что его преследуют именно те, 
кого он до сих пор больше всех любил, или самым остроумным образом защищает 
химеры, которые любому ребенку покажутся бессмыслицей, мы еще как-нибудь 
признали бы психоанализ. Но если он предлагает нам лишь разбираться в том, 
почему оратор вместо одного слова говорит другое или почему домохозяйка куда-то 
запрятала свои ключи, да и в других подобных пустяках, то мы сумеем найти 
лучшее применение своему времени и интересам". Я бы вам ответил: «Терпение, 
уважаемые дамы и господа!» Я считаю, что ваша критика бьет мимо цели. 
Действительно, психоанализ не может похвастаться тем, что никогда не занимался 
мелочами. Напротив, материалом для его наблюдений как раз и служат те 
незаметные явления, которые в других науках отвергаются как недостойные 
внимания, считаются, так сказать, отбросами мира явлений. Но не подменяете ли 
вы в вашей критике значимость проблем их внешней яркостью? Разве нет весьма 
существенных явлений, которые могут при определенных обстоятельствах и в 
определенное время выдать себя самыми незначительными признаками? Я с легкостью 
могу привести много примеров таких ситуаций. По каким ничтожным признакам вы, 
сидящие здесь молодые люди, замечаете, что завоевали благосклонность дамы? 
Разве для этого вы ждете объяснений в любви, пылких объятий, а недостаточно ли 
вам едва заметного взгляда, беглого движения, чуть затянувшегося рукопожатия? И 
если вы, будучи криминалистом, участвуете в расследовании убийства, разве 
рассчитываете вы в самом деле. что убийца оставил вам 
[23]
на месте преступления свою фотографию с адресом, и не вынуждены ли вы 
довольствоваться более слабыми и не столь явными следами присутствия личности, 
которую ищете? Так что не будем недооценивать незначительные признаки, может 
быть, они наведут нас на след чего-нибудь более важного. А впрочем, я, как и вы,
 полагаю, что великие проблемы мира и науки должны интересовать нас прежде 
всего. Но обычно очень мало пользы от того, что кто-то во всеуслышание заявил о 
намерении сразу же приступить к исследованию той или иной великой проблемы. 
Часто 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 255
 <<-